Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Аликова Василия Николаевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области о признании незаконным решения, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы страховой стаж
по кассационной жалобе Аликова Василия Николаевича на решение Советского районного суда города Волгограда от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, судебная коллегия
установила:
Аликов В.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N2 (далее - Центр ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области), в котором просил:
- признать незаконным решение Центра ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области N от 22 декабря 2020 года об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости Аликову В.Н. в части не включения периодов нахождения на курсах повышения квалификации и периода службы в армии;
- включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды:
с 22 ноября 1995 года по 28 ноября 1997 года (2 года 0 месяцев 6 дней) прохождение военной службы по призыву в рядах Российской Армии из расчета один день военной службы за один день работы, с 10 января 2005 года по 22 января 2005 года, с 13 июня 2005 года по 18 июня 2005 года, с 21 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года, с 18 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года (1 месяц 8 дней) нахождение на курсах повышения квалификации, с 01 сентября 1992 года по 20 июня 1995 года обучение в Михайловском высшем педагогическом училище (колледже);
- возложить на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области обязанность назначить Аликову В.Н. досрочную страховую пенсию с момента возникновения права, но не ранее даты обращения.
Решением Советского районного суда города Волгограда от 15 апреля 2021 года исковые требования Аликова В.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение Центра ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области N от 22 декабря 2020 года в части не включения Аликову В.Н. периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
На Центр ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области возложена обязанность включить в специальный в стаж Аликова В.Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10 января 2005 года по 22 января 2005 года, с 13 июня 2005 года по 18 июня 2005 года, с 21 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года, с 18 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 года произведена замена ответчика Государственного учреждения - Центр по установлению пенсий и социальных выплат Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области N2 на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Волгоградской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 года решение Советского районного суда города Волгограда от 15 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Аликов В.Н. просит отменить апелляционное определение полностью, а решение суда первой инстанции изменить в части отказа во включении в специальный стаж периода службы в армии и периода обучения, постановив в указанной части новое решение об удовлетворении требований истца.
В обоснование доводов кассационной жалобы истец Аликов В.Н, ссылаясь на решение Верховного Суда Российской Федерации от 09 июня 2016 год по делу NАКПИ16-452, указывает на возможность включения в специальный педагогический стаж периода службы в Российской Армии. Полагает несостоятельными ссылки судов на постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N463, поскольку вышеуказанным решением Верховного Суда Российской Федерации отменены поправки о не включении в специальный стаж периодов службы в армии. Заявитель указывает, что он призывался в ряды Российской Армии с педагогической деятельности (учитель физкультуры), а после службы в армии продолжил заниматься педагогической деятельностью.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 03 ноября 2020 года Аликов В.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Центр ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
22 декабря 2020 года решением Центра ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области N Аликову В.Н. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа не менее 25 лет педагогической деятельности. По предоставленным документам специальный стаж работы Аликова В.Н. составил 22 года 02 месяца 01 день.
В расчет специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды:
- с 22 ноября 1995 года по 28 ноября 1997 года - служба в рядах Российской Армии;
- с 01 сентября 1992 года по 20 июня 1995 года - обучение в Михайловском высшем педагогическом училище (колледже);
- с 10 января 2005 года по 22 января 2005 года, с 13 июня 2005 года по 18 июня 2005 года, с 21 февраля 2011 года по 05 марта 2011 года, с 18 февраля 2013 года по 22 февраля 2013 года (1 месяц 8 дней) - курсы повышения квалификации.
Суд первой инстанции, удовлетворяя частично исковые требования Аликова В.Н, руководствовался положениями статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о незаконности решения Центра ПФР N2 по установлению пенсий по Волгоградской области N от 22 декабря 2020 года в части не включения в специальный стаж педагогической деятельности периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периода службы Аликова В.Н. в Российской Армии (с 22 ноября 1995 года по 28 ноября 1997 года) и периода его обучения в Михайловском высшем педагогическом училище (колледже) (с 01 сентября 1992 года по 20 июня 1995 года), суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку они начались после 1 января 1992 года, когда нормы Постановления Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" перестали применяться.
Судом первой инстанции также сделан вывод о том, что суммарный специальный стаж работы истца, учтенный пенсионным органом в бесспорном порядке и специальный стаж истца учтенный судом, составит менее 25 лет, что является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда согласилась с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы суда апелляционной инстанций, с учетом предмета и основания иска, основаны на правильном толковании и применении норм материального права, с соблюдением процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно подпункту "м" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статьи 30 Закона N 400-ФЗ, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школа и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 октября 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства") - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Судом установлено, что в период с 01 сентября 1992 года по 20 июня 1995 года Аликов В.Н. проходил обучение в Михайловском высшем педагогическом училище (колледже).
Согласно данным трудовой книжки Аликова В.Н. до поступления в Михайловское высшее педагогическое училище (колледже) педагогического стажа не имел.
15 августа 1995 года Аликов В.Н. принят на должность учителя физкультуры в Пристанскую среднюю школу.
В период с 25 ноября 1995 года по 28 ноября 1997 года Аликов В.Н. проходил военную службу в рядах Российской Армии.
Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действовавшее по 30 сентября 1993 года.
Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
С учетом того, что периоду обучения истца в училище (колледже) не предшествовал период работы, относящийся к педагогической деятельности, в силу абзаца 5 пункта 2 Положения N 1397, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что спорный период учебы в Михайловском высшем педагогическом училище (колледже) с 01 сентября 1992 года по 20 июня 1995 года не подлежит включению в стаж педагогической деятельности.
Подпунктом "г" пункта 1 Положения N 1397 устанавливалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом согласно пункту 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N463 утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно. Пунктом 2 данного постановления установлено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Возможность зачета работникам образования в специальный стаж иных периодов трудовой деятельности, не относящейся к педагогической, постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 не предусмотрена, как и применяемыми в настоящее время в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ работников этой категории Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Согласно Положению N 1397 учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности кроме периодов работы в учебных заведениях и детских учреждениях засчитывались также иные периоды деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, однако обязательным условием зачета времени службы в составе Вооруженных Сил СССР (то есть периода иной, не педагогической деятельности) в стаж работы по специальности является то, что не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии в соответствии с названным постановлением стажа (25 лет) должно приходиться на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности службы в составе Вооруженных Сил СССР допускается только при условии прохождения службы в период действия Положения от 17 декабря 1959 года N 1397, то есть до 1 января 1992 года (как определено подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень N1397.
Поскольку с 01 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе служба в составе Вооруженных Сил СССР, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а начало педагогической деятельности Аликова В.Н, как установлено судом, имело место с 15 августа 1995 года, то нормы Положения N1397, предусматривавшие возможность зачета в стаж работы по специальности работникам просвещения службы в составе Вооруженных Сил СССР при условии наличия не менее 2/3 требуемого для назначения пенсии стажа работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не могут применяться при исчислении стажа педагогической деятельности истца для решения вопроса о его досрочном пенсионном обеспечении.
В связи с тем, что продолжительность специального стажа Аликова В.Н. составляет менее 25 лет, нижестоящими судами сделан правомерный вывод об обоснованности отказа пенсионного органа в назначении пенсии по основанию, предусмотренном подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судов исходя из положений пенсионного законодательства.
Других доводов о несогласии с обжалуемым судебным постановлением в кассационной жалобе Аликова В.Н. не содержится, а суд кассационной инстанции в силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Процессуальных нарушений, которые могли бы привести к отмене правильных по существу постановлений, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы заявителя сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, не опровергают вывода судов, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене состоявшихся судебных актов.
При таких обстоятельствах решение Советского районного суда города Волгограда от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 года являются законными, принятыми в соответствии с нормами материального и процессуального права. Оснований для их отмены согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Волгограда от 15 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 17 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Аликова Василия Николаевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.