Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фрид Е.К, судей Думушкиной В.М, Грибанова Ю.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, Парталяну Сергею Сетраковичу о признании договора аренды земельного участка недействительным, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, по кассационной жалобе представителя Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу по доверенности Волкова Руслана Витальевича на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Думушкиной В.М, пояснения представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края Сопиной Д.Р, пояснения представителя Парталяна С.С. Манаенко В.М, возражавшего против удовлетворения требований кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу обратился в Апшеронский районный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, Парталяну С.С. о признании договора аренды земельного участка недействительным, снятии земельного участка с государственного учета.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что 10.12.2018 г..между администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края (арендодатель) и Парталяном С.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N 0200006928, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" Указанный земельный участок сформирован на основании градостроительного обоснования от 24.12.2017 г..N 124 на формирование земельного участка, согласованного и.о. главы Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края. Постановлением главы Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края от 24.05.2018 г..N 237 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в кадастровом квартале N, площадью 3000 кв.м, образованного из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расположенного по адресу: "адрес", на землях населенных пунктов в зоне коммунальных территорий (П-2), вид разрешенного использования - деловое управление. Согласно заключению ФГБУ "Рослесинфорг" от 27.10.2020 г..указанный земельный участок полностью сформирован из состава земель лесного фонда, квартал 57А, часть выдела 11 Ширванского участкового лесничество (Апшеронское лесничество). На момент государственной регистрации права на спорный земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости уже имелась запись о праве собственности РФ на земельный участок с кадастровым (условным) номером N, категория земель - земли лесного фонда, площадью 19840, 7 га, адрес: "адрес" в границах которого полностью располагается спорный земельный участок. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером N незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Наличие в Едином государственном реестре недвижимости записи о правах ответчиков на указанный земельный участок нарушает право истца на государственную регистрацию права собственности на данный земельный участок.
По изложенным основаниям согласно тексту поданного иска Департамент лесного хозяйства по Южному Федеральному округу просил суд первой инстанции признать недействительным договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N от 10.12.2018 г. снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21.07.2021 г. в удовлетворении исковых требований Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края, Парталяну С.С. о признании договора аренды земельного участка недействительным, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25.01.2022 г. решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21.07.2021 г. оставлено без изменения.
Представителем Департамента лесного хозяйства по Южному Федеральному округу по доверенности Волковым Р.А. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленных по делу решения и апелляционного определения ввиду существенного нарушения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права. Текст кассационной жалобы содержит требование о принятии судом кассационной инстанции по делу новое судебное решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование требований кассационной жалобы указано, что судами обеих инстанций не дана должная оценка обстоятельствам дела и не применены подлежащие применению нормы материального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены при рассмотрении данного дела.
Из материалов дела следует, что 10.12.2018 г. между администрацией Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края (арендодатель) и Парталяном С.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения N, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес".
Годовая арендная плата определена сторонами в размере 78490, 00 руб. согласно протоколу N 7 от 28.11.2018 г. (п. 2.1 указанного договора).
Данный договор аренды заключен сроком на 3 года 2 месяца, с 10.12.2018 г. по 10.02.2022 г.
Земельный участок предоставлен в пользование Парталяну С.С. по результатам открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков на территории Апшеронского городского поселения Апшеронского района Краснодарского края (протокол от 28.11.2018 г. N 7).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", с 07.09.2018 г. состоит на государственном кадастровом учете, имеет категорию земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - деловое управление. Сведения о правообладателе земельного участка отсутствуют.
В отношении спорного земельного участка зарегистрировано ограничение прав и обременение в виде аренды сроком с 21.12.2018 г. по 10.02.2022 г. на основании вышеуказанного договора аренды земельного участка в пользу Парталяна С.С.
С момента заключения договора аренды и по настоящее время спорный земельный участок находится в аренде у Парталяна С.С.
С целью проверки доводов сторон, по ходатайству представителя ответчика Парталяна С.С. в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции назначена судебная землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "Краевой центр судебной экспертизы".
Согласно заключению судебной землеустроительной экспертизы N 0006/21 от 24.06.2021 г. границы земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", площадью 3 000 кв.м, вид разрешенного использования - деловое управление, на границы земельного участка с кадастровым номером N (единое землепользование), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, "адрес", площадью 51451244+/- 125527 кв.м, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - лесной участок, не накладываются.
Земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Российская Федерация, "адрес", площадью 3 000 кв.м, вид разрешенного использования - деловое управление, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N от 01.04.2021 г, относится к землям населенных пунктов.
Таким образом, в результате проведенного исследования экспертами установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", относится к землям населенного пункта, не входит в границы земель лесного фонда.
С учетом выводов судебной землеустроительной экспертизы, проведенной ООО "Краевой центр судебной экспертизы" N 0006/21 от 24.06.2021 г. суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцом не представлено доказательств, бесспорно свидетельствующих о пересечении (наложении) спорного земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", с землями лесного фонда.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции произведенными с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права не установил.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Положениями ч. 1 ст. 79 ГПК РФ установлено, что при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Экспертиза в соответствии со ст. 9 ФЗ РФ от 31.05.2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" является процессуальным действием, состоящим из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем или прокурором, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Таким образом, целью экспертного исследования является извлечение сведений об относящихся к делу фактах, с помощью заключения эксперта устанавливаются или опровергаются факты, входящие в предмет доказывания по делу или имеющие значение для проверки иных доказательств по делу.
В соответствии со ст. 8 ФЗ РФ N 73-ФЗ эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме (ч. 1), заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых и практических данных (ч. 2).
Согласно п. 1 ст. 13 ФЗ РФ N 73-ФЗ должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин РФ, имеющий высшее образование и получивший дополнительное профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
На судебно-экспертную деятельность лиц, указанных в ч. 1 ст. 41 ФЗ РФ N 73-ФЗ, распространяется действие ст. 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, ч. 2 ст. 18, ст. 24 и 25 этого федерального закона, в частности задача судебно-экспертной деятельности, правовая основа судебно-экспертной деятельности, принципы судебно-экспертной деятельности, необходимость обеспечения независимости эксперта, необходимость обеспечения объективности, всесторонности и полноты исследований и др. (ч. 2 ст. 41 ФЗ РФ N 73-ФЗ).
Следовательно, судебная экспертиза может проводиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами. К ним, в частности, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях. Как указано в ст. 41 ФЗ РФ N 73-ФЗ, действие данного закона распространяется на судебно-экспертную деятельность лиц, не являющихся государственными судебными экспертами. При этом эксперты, работающие в негосударственных судебно-экспертных учреждений, в своей деятельности руководствуются задачами, принципами судебно-экспертной деятельности, установленными ФЗ РФ N 73-ФЗ.
Таким образом, распространение действия норм ФЗ РФ N 73-ФЗ о государственной судебно-экспертной деятельности на негосударственных экспертов предполагает, что негосударственная судебно-экспертная деятельность наряду с государственной руководствуется едиными задачами, правовой основой регулирования, принципами, правами и обязанностями эксперта, основаниями для его отвода от участия в производстве судебной экспертизы, требованиями, предъявляемыми к заключению эксперта или комиссии экспертов и его содержанию.
В ст. 22 ФЗ РФ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п. 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п. 10).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 43 ФЗ РФ от 13.07.2015 г. N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в ст. 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
Согласно ст. 1 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.
В силу п. 1 ст. 29 ФЗ РФ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Из вышеизложенного следует, что прежде чем поручить конкретному лицу производство по делу судебной экспертизы, суд должен убедиться в том, что данное лицо обладает специальными познаниями в области исследования.
Суд первой инстанции указанную обязанность не выполнил. Наличие соответствующего требования закона образования экспертов не проверил.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в ст. 67 данного кодекса. Несогласие суда с заключением должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (ч. 4 ст. 67 и п. 2 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ (в частности, в определении от 25.05.2017 г. N 1116-О), предоставление судам полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.
Данные требования корреспондируют обязанности суда полно и всесторонне рассмотреть дело, что невозможно без оценки каждого представленного доказательства и обоснования преимущества одного доказательства над другим.
В соответствии с ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (ч. 2 ст. 55 ГПК РФ).
Доказательства по гражданскому делу должны также соответствовать критериям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).
Допущенные нарушения являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены постановленных по делу судебных постановлений.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права и установленными по делу обстоятельствами.
С учетом изложенного судебная коллегия находит, что судами обеих инстанций по настоящему делу допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, непреодолимыми и которые не могут быть устранены без отмены обжалуемого судебного постановления и нового рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 21 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 25 января 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Председательствующий Е.К. Фрид
Судьи В.М. Думушкина
Ю.Ю. Грибанов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.