Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой Е.С.
судей Мартыновой Н.Н, Авериной Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малакея Алексея Сергеевича к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить выплату
по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю на решение Советского районного суда города Краснодара от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Егоровой Е.С, выслушав Малакея А.С, представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю - Бойко А.П, судебная коллегия
установила:
Малакей А.С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - Главное управление МЧС по Краснодарскому краю), в котором просил признать действия, связанные с невыплатой ежемесячной денежной компенсации за период с 22 марта 2018 года и по 01 апреля 2019 года незаконными; возложить обязанность на Главное управление МСЧ России по Краснодарскому краю осуществить выплату (ежемесячную денежную компенсацию) за указанный период.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации (МЧС России).
Решением Советского районного суда города Краснодара от 23 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2021 года исковые требования удовлетворены в части.
Судом признаны действия, связанные с невыплатой ежемесячной денежной компенсации за период с 22 марта 2018 года по 01 апреля 2019 года, незаконными.
Судом на министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий краю возложена обязанность осуществить выплату (ежемесячную денежную компенсацию) за период с 22 марта 2018 года по 01 апреля 2019 года.
Отказано в удовлетворении остальной части иска.
В кассационной жалобе представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю просит изменить или отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов кассационной жалобы указывает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Отмечает, что в адрес Малакея А.С. и Главного управления управлением стратегического планирования организованной работы МЧС России 17 декабря 2019 года N (имеется в материалах дела) направлено письмо, в котором сообщается, что одним из требований для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации сотруднику согласно п.п. "д" п. 29 Правил Приказ МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 "Об утверждении Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей" является копия заключения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности и ее причине. Вместе с тем в письме указано, что при наличии заключения медико-социальной экспертизы, ответчик считает возможным принять комиссией Главного управления к рассмотрению вопрос о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации Малакею А.С. Однако, указанная позиция МЧС России судами не учтена.
В судебном заседании представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
Малакей А.С. в судебном заседании указал на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Согласно части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела не допущено.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Частью 2 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ предусмотрено, что обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с данным федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона N 283-ФЗ).
Приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
В соответствии с пунктом 2 Правил сотруднику выплачивается: единовременное пособие при получении сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы (далее - ФПС ГПС) (далее - единовременное пособие в случае повреждения здоровья сотрудника); ежемесячная денежная компенсация при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному из ФПС ГПС, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в ФПС ГПС с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц (далее - ежемесячная денежная компенсация сотруднику).
В соответствии с пунктом 10 Правил руководитель территориального органа, организации или учреждения МЧС России, в котором проходил службу сотрудник (работник), в течение 30 дней после сбора, оформления полного комплекта документов, в соответствии с пунктами 26 - 29 Правил, направляет их на рассмотрение комиссии.
Согласно пункту 11 Правил в случае необходимости руководителем органа, учреждения срок, указанный в пункте 10 Правил, может быть продлен не более, чем на 30 дней, о чем уведомляются заинтересованные лица с указанием причин, вызвавших необходимость его продления.
Как следует из материалов дела и установлено судами, с сентября 2011 года по февраль 2018 года Малакей А.С. проходил службу в должности заместителя начальника центра старшего оперативного дежурного федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю".
06 октября 2016 года во время оперативного дежурства в результате падения на лестнице получил травму, в последующем признанную ЦВВК ФГБУ ВЦЭРМ им. Никифорова МЧС России "Военная травма".
Приказом Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 09 февраля 2018 года N Малакей А.С. уволен из федеральной противопожарной службы.
22 марта 2018 года бюро N 4 - филиала Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Краснодарскому краю" Малакею А.С. установлена вторая группа инвалидности, причина "Военная травма".
05 марта 2018 года Малакей А.С. обратился с заявлением о выплате единовременного пособия и 14 мая 2018 года с заявлением о ежемесячной денежной компенсации.
Согласно письму Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю от 22 мая 2018 года N, в Комиссию МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат (г. Москва) управлением направлены пакеты документов для решения вопроса о назначении и выплаты истцу единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации (исх. от 05 марта 2018 года N - выплата единовременного пособия, исх. от 14 мая 2018 года N - ежемесячная денежная компенсация).
В июне 2019 года решением комиссии по социальным выплатам Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю истцу назначена выплата ежемесячной денежной компенсации с мая 2019 года.
17 декабря 2019 года в адрес истца поступил ответ за подписью заместителя начальника Управления стратегического планирования и организационной работы Сокк Д.А. на его обращение (от 08 ноября 2019 года), что рассмотрение вопроса выплат и принятие решений о производстве (об отказе в производстве) выплат с 23 апреля 2019 года осуществляется комиссией по социальным выплатам, созданной в территориальном органе МЧС России.
Также установлено, что 23 января 2020 года истец обратился с заявлением о выплате ежемесячной денежной компенсации за период с 22 марта 2018 года и по 01 апреля 2019 года в комиссию по социальным выплатам ГУ МЧС России по Краснодарскому краю.
26 февраля 2020 года решением комиссии по социальным выплатам Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю истцу отказано в выплате ежемесячной денежной компенсации с момента установления инвалидности - с 22 марта 2018 года и по 01 апреля 2019 года, что подтверждается выпиской из протокола от 26 февраля 2020 года N.
Из данного протокола усматривается, что основанием для отказа в выплате ежемесячной денежной компенсации явилось отсутствие соответствующих полномочий.
Приказом МЧС России N292 от 12 июля 2017 года вынесены изменения в вышеуказанные Правила, которыми было предусмотрено, что рассмотрение вопроса выплат, указанных в пунктах 2, 3, 4 и 5 настоящих Правил, осуществляется Комиссией МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат (п.6).
При разрешении спора суд первой инстанции отметил, что в пп. "а" пункта 29 Правил также были внесены изменения в части, касающихся предоставления документов: письменное заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в ФПС ГПС, о выплате ежемесячной денежной компенсации на имя руководителя органа, учреждения, в котором гражданин Российской Федерации проходил службу, с приложением копии заключения ЦВВК ВЦЭРМ, документов об установлении группы инвалидности и их причине.
Приказом МЧС России N 74 от 08 февраля 2019 года вновь внесены изменения в пункт 6 Правил, в соответствии с которыми полномочиями по рассмотрению вопроса выплат и принятия решений о производстве выплаты наделены комиссии по социальным выплатам, созданным в территориальных органах МЧС России.
При этом указал, что согласно информационному письму Министерства чрезвычайных ситуаций изменения, внесенные приказом МЧС от 08 февраля 2019 года N 74, вступают в силу 23 апреля 2019 года.
В соответствии с данным приказом решением комиссии по социальным выплатам Главного управления от 09 июля 2019 года N на основании МСЭ - N от 19 марта 2019 года Малакею А.С. установлена выплата ежемесячной денежной компенсации с 23 апреля 2019 года.
На основании пункта 6, 21 Правил осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей, утвержденными приказом МЧС России от 23 апреля 2013 года N 280 (в редакции, действовавшей с 21 августа 2017 года до 22 апреля 2019 года) рассмотрение вопроса о выплате ежемесячной денежной компенсации осуществлялось Комиссией МЧС России по повышению эффективности бюджетных расходов и сокращению текущих затрат. Выплата данной компенсации производилась финансово-экономическим департаментом МЧС России.
Суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований истца о признании действия, связанные с невыплатой ежемесячной денежной компенсации за период с 22 марта 2018 года и по 01 апреля 2019 года незаконными (без конкретизации субъекта) и возложении обязанности на несуществующее юридическое лицо осуществить выплату (ежемесячную денежную компенсацию) за период с 22 марта 2018 года и по 01 апреля 2019 года.
Таким образом, суд допустил описки в резолютивной части решения, а также не определилбюджет, за счет средств которого должна быть произведена выплата.
Изложенное не влечет за собой отмену правильного по существу решения, поскольку имеющиеся в нем недостатки могут быть устранены посредством устранения описки и его разъяснения.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы нижестоящих судов по существу спора являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судами при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе являлись предметом рассмотрения нижестоящими судами, сводятся к несогласию с выводами судов и повторно приведенные в кассационной жалобе, не указывают на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность постановленного решения либо опровергали выводы судов.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьей 379.7 ГПК РФ основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда города Краснодара от 23 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий по Краснодарскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.