Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 29 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2371
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Финдепартамента администрации г. Хабаровска - Трунова Е.А. - консультант по доверенности N 04-02/1695 от 04.08.2005; Минфина РФ - Бологова О.В. - специалист по доверенности б/н от 27.01.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю на решение от 14.03.2005, постановление от 25.05.2005 по делу N А73-15209/2004-33 (АИ-1/479/05-47) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Домоуправления N 1 Хабаровской КЭЧ к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю, 3-е лицо: Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом, о взыскании 407104 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 23 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2005 года
Домоуправление N 1 Хабаровской КЭЧ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Министерству финансов Хабаровского края, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Хабаровскому краю о взыскании 407104 рублей убытков от предоставления в 2002 году льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление социальной защиты населения комитета по управлению Центральным округом.
Решением суда от 14.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.05.2005, исковые требования удовлетворены в полном объеме со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Правильность судебных актов проверяется кассационной инстанцией в порядке статей 274, 284 АПК РФ по жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Хабаровскому краю.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что у истца отсутствует право на предъявление имущественных требований к казне Российской Федерации, так как истребуемая сумма представляет собой расходы, образовавшиеся у бюджетного учреждения в результате финансируемой собственником деятельности для которой истец был создан.
Также считает, что ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" предусмотрено предоставление дополнительных средств бюджетам субъектов РФ - поступления от налога на доходы физических лиц, а их целевой характер предусмотрен Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 год.
Помимо этого сослался на другие основания для признания судебных актов незаконными.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Минфина РФ доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Финдепартамента администрации г. Хабаровска с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено из материалов дела, Домоуправление N 1 Хабаровской КЭЧ в период с 01.01.2002 по 31.12.2002 предоставило жилищно-коммунальные услуги гражданам (ветеранам боевых действий, инвалидам и участникам ВОВ, членам семей погибших участников ВОВ, ветеранам военной службы, несовершеннолетним узникам фашистских лагерей), проживающим в обслуживаемом истцом жилом фонде, при оплате которых учитывалась льготная скидка в размере 50% на основании ФЗ "О ветеранах".
В связи с наличием невозмещенных расходов по предоставленным ветеранам льготам за указанный период в сумме 407104 руб. Домоуправление N 1 Хабаровской КЭЧ обратилось с настоящим иском в суд. Сумма, предъявленная к взысканию, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В соответствии со ст. 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются в порядке межбюджетных отношений при взаиморасчетах с федеральным бюджетом и имеют целевое назначение.
При этом порядок возмещения данных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ в рассматриваемый период не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому Закону.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативно-правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
Исходя из ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 N 119-ФЗ, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 ст. 130, ст. 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2002 год" не утверждено расходных статей, предусматривающих целевое выделение денежных средств в бюджеты субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Как установлено судом, денежные средства на реализацию ФЗ "О ветеранах", поступившие в бюджет Хабаровского края за счет налоговых отчислений в сумме 518377 рублей, распределены и направлены по назначению. Указанное подтверждается Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2002 год" от 31.01.2002 N 9.
Доказательств нецелевого использования субъектом данных средств в деле не имеется.
Таким образом, Хабаровский край как субъект Федерации, несмотря на неисполнение федеральным бюджетом своих обязательств по компенсации расходов, понесенных краевым бюджетом при реализации ФЗ "О ветеранах", предусмотрел в составе расходов за счет собственных средств расходы на реализацию указанного Закона в пределах своих финансовых возможностей.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 14.03.2005 и постановление от 25.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-15209/2004-33 (АИ-1/479/05-47) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2371
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании