Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Созидатель" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора города Севастополя в области охраны окружающей среды от 30 марта 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Созидатель",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора города федерального значения Севастополя в области охраны окружающей среды и природопользования от 30 марта 2021 года ООО "Созидатель" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено, с применением части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.
Решением судьи Гагаринского районного суда города Севастополя от 25 июня 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Севастопольского городского суда от 22 сентября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Созидатель" ФИО2, указывая на отсутствие события правонарушения, просит названные процессуальные акты отменить, полагая их незаконными и необоснованными, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Частью 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ (ред. от 07 апреля 2020 года) "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходами производства и потребления являются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; паспортом отходов производства и потребления является документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе.
В соответствии с положением части 1 статьи 14 Федерального закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 3 указанной статьи).
Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности и типовая форма паспорта отходов I - IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
Согласно пункту 7 Порядка копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.
Как следует из материалов дела, на основании требования Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры N от ДД.ММ.ГГГГ Севприроднадзором проведено обследование территории ООО "Созидатель" и установлено, что на почве земельного участка по адресу: "адрес", на почве земельного участка выявлено несанкционированное складирование отходов боя стекла, в районе забора зафиксировано складирование отходов лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, отходов грунта при проведении земляных работ, следы сброса отходов строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов, которые просачиваясь через забор попадают в почву за пределами территории ООО "Созидатель".
Должностным лицом и судебными инстанциями установлено, что юридическим лицом не разработаны паспорта на отходы I-IV кассов опасности, а так же документы, подтверждающие класс опасности отходов на отходы строительных материалов на основе цемента, бетона и строительных растворов, бой стекла, отходы лома бетонных изделий, отходов бетона в кусковой форме, грунта при проведении земляных работ.По результатам проверки выявлены нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, которые послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ООО "Созидатель" по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, ООО "Созидатель" нарушены требования ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ООО "Созидатель" подтверждается имеющейся в материалах дела совокупностью доказательств, исследованными судом и получившими правильную юридическую оценку, в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, что решение о проведении проверки и требование о предоставлении информации от 28.08.2020 года получил ФИО3, не состоящий в трудовых отношениях с ООО "Созидатель" являются необоснованными, поскольку материалы дела содержат ответ на требование о предоставлении информации N от ДД.ММ.ГГГГ за подписью генерального директора ФИО2.
Вопреки доводам жалобы правильность выводов судьи основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании фактических обстоятельств, приняты во внимание характер совершенного правонарушения и степень вины ООО "Созидатель", а так же иные обстоятельства предшествующие правонарушению, исходя из конституционных принципов дифференцированности, справедливости и соразмерности наказания выявленным правонарушениям.
Таким образом, доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, направлены на неверное толкование норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и природоохранного законодательства, и не опровергают наличие в действиях юридического лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
В соответствии с часть 9 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществлявших предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двух тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание обстоятельства совершенного правонарушения, должностное лицо и согласившиеся с ним нижестоящие судебные инстанции посчитали возможным назначить административное наказание в виде предупреждения, установив наличие к тому совокупности условий, предусмотренных статьей 3.4 КоАП РФ.
Назначая данную меру наказания, должностное лицо административного органа исходило из того, что ООО "Созидатель" относится к субъектам малого предпринимательства, правонарушение совершено привлекаемым лицом впервые, правонарушение не повлекло за собой вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также не причинило имущественного ущерба.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление старшего государственного инспектора города Севастополя в области охраны окружающей среды от 30 марта 2021 года, решение судьи Гагаринского районного суда г. Севастополя от 25 июня 2021 года, решение судьи Севастопольского городского суда от 22 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Созидатель" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.