Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу директора Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя Иено П.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 12 Ленинского судебного района г. Севастополя от 14 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя (далее - Департамент г. Севастополя) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Ленинского судебного района г. Севастополя от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2021 года, Департамент г. Севастополя признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить состоявшиеся в отношении Департамента г. Севастополя по настоящему делу об административном правонарушении судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении изложены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности) предусмотрена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Департамента г. Севастополя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили обстоятельства того, что 15 сентября 2020 года в 16 часов 20 минут на автодороге "подъезд к пос. Кача", участке дороги с 18км+900м по 23км+160м в пос. Орловка Департамент г. Севастополя в нарушение пунктов 4.5.1.1, 4.5.2.2, 4.6.1.1, 5.3.3.1, 5.3.3.6 ГОСТ Р 52766-2007, пунктов 4.3, 5.1.4, 5.3.2 ГОСТ 52289-2019, пунктов 6.1.1, 7.1 ГОСТ Р 50597-2017, пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, допустил несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
Судья Ленинского районного суда г. Севастополя, рассматривая жалобу защитника Департамента г. Севастополя, поданную в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами мирового судьи согласился.
Вместе с тем, с состоявшимися по делу об административном правонарушении судебными актами согласиться нельзя ввиду следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Поскольку установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г N 257-ФЗ).
Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются как должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, так и юридические лица.
В данном случае исходя из положений статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" под такими юридическими лицами понимаются лица, у которых соответствующие участки дорог находятся на балансе и закреплены за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и которые обязаны их содержать в соответствии с уставными целями своей деятельности.
Согласно распоряжениям Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя N 9091-РДИ от 27 июня 2017 года и N 4878-РДИ от 24 апреля 2018 года автодорога подъезд к пос. Кача передана в оперативное управление ГБУ "Севастопольский автодор", которое должно осуществлять деятельность по ремонту, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог, закрепленных за учреждением (за исключением реконструкции и строительства автомобильных дорог) (т.1 л.д.205-207, 208-209).
В связи с изложенным в действиях Департамента г. Севастополя отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были, что признается существенным нарушением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких данных вывод судебных инстанций о виновности Департамента г. Севастополя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка N 12 Ленинского судебного района г. Севастополя от 14 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Департамента г. Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Севастополя Иено П.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 12 Ленинского судебного района г. Севастополя от 14 декабря 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 25 февраля 2021 года, вынесенные в отношении Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Бондаренко Е.С. N 5-1169/12/2020
судья районного суда Прохорчук О.В. N 12-102/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-4053/2021, П16-200/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.