Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу главы Администрации Кировского района г. Волгограда ФИО2 на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору от 31 мая 2021 года, решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 7 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Кировского района г. Волгограда,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора г. Волгограда по пожарному надзору от 31 мая 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2021 года и решением судьи Волгоградского областного суда от 7 сентября 2021 года, администрация Кировского района г. Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, глава Администрации Кировского района г. Волгограда просит отменить состоявшиеся в отношении администрации по настоящему делу об административном правонарушении акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в настоящем постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения администрации Кировского района г. Волгограда к административной ответственности) нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 этой статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее также - Федеральный закон N 69-ФЗ), требование пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу статьи 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности (пункт 1).
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
В силу пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Как следует из материалов дела, зарегистрированы возгорания, произошедшие на открытых территориях, оврагах и балках "адрес", а именно
- ДД.ММ.ГГГГ на открытой территории по адресу: "адрес" (напротив);
- ДД.ММ.ГГГГ в открытой территории по адресу: "адрес", 4 а (напротив);
- ДД.ММ.ГГГГ на открытой территории по адресу: "адрес" (напротив).
Причиной возгорания явились нарушения пунктов 17.1, 19, 74 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1479 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", а именно отсутствие своевременной уборки территории района от сухой растительности, не проведение покоса травы.
Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ Решения Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 40/1252 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положений об администрациях районов Волгограда" (вместе с Положениями "Об администрации "адрес" Волгограда") администрация в соответствии с планами проведения работ по благоустройству производит благоустройство и уборку территорий района, за исключением земельных участков, принадлежащих физическим лицам и хозяйствующим субъектам на праве собственности или ином вещном праве, а также организует уборку прилегающих территорий и несет ответственность за качество и своевременность выполненной работы в пределах полномочий, установленных решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Волгоград" (п.п. ДД.ММ.ГГГГ).
В силу п.п. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Положения, Администрация осуществляет следующие полномочия, в том числе, организует и осуществляет в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, мероприятия по защите населения и территории района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организует и контролирует в пределах полномочий, переданных муниципальными правовыми актами Волгограда, деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации Кировского района г. Волгограда к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершения правонарушения, подтверждаются доказательствами, исследованными должностным лицом, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Администрацией Кировского района г. Волгограда в функции, которой входит участие в мероприятиях по обеспечению первичных мер пожарной безопасности на территории города в границах района, осуществление и контроль мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, направленную на выполнение требований пожарной безопасности на территории района, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность, но не предприняла все зависящие от нее меры по их соблюдению.
В связи с чем выводы о наличии в действиях администрации Кировского района г. Волгограда состава вменяемого правонарушения являются правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и положениям действующего законодательства.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе, поданной в нижестоящую судебную инстанцию, являлись предметом судебной проверки, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах и не опровергают наличие в действиях администрации Кировского района г. Волгограда объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащего применению, не свидетельствует о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Постановление о привлечении названного лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Кировского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2021 года, решение судьи Волгоградского областного суда от 7 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении администрации Кировского района г. Волгограда - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.