Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Русаков А.Е., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Контур СПб" ФИО2 на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Контур СПб",
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года ООО "Контур СПб" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 17 февраля 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 10 ноября 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в ином составе суда.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2021 года постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 30 июня 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2021 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор ООО "Контур СПб", ссылаясь на незаконность принятых по делу актов, просит их отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дано оценки тому обстоятельству, что судно "Капитан Ширяев" осуществляющее бункеровку, является основным судном ПАСФ и имеет все необходимое оборудование по борьбе с розливом нефти и нефтепродуктов.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное, негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 данной статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 16.1 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" эксплуатирующая организация при осуществлении мероприятий по предупреждению разливов нефти и нефтепродуктов обязана выполнять план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно п. 155 раздела IV "Правил обеспечения экологической безопасности, включающие установления видов отходов с в, подлежащих сбору в морском порту" Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 26.10.2017 N 463 бункеровка судов топливом и смазочными маслами наливом с судов-бункеровщиков производится при условии готовности технических средств локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов.
Требование наличия регламентации времени ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов закреплено в Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года N 1189.
В частности, в статье 2 раздела "Требования к содержанию плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (далее - План) указано, что план должен содержать сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов; максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренные пунктом 3 настоящих Правил; прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов при неблагоприятных гидрометеорологических условиях с описанием возможного характера негативных последствий разливов нефти и нефтепродуктов для окружающей среды, населения и нормального функционирования систем его жизнеобеспечения; первоочередные действия при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов; действия производственного персонала и собственных аварийно- спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - собственные силы и средства) и (или) привлекаемых аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований (далее - привлекаемые силы и средства) по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; расчет достаточности сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов с учетом применяемых для этих целей технологий; состав собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; расчетное время (сроки) ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов; схему организации управления, связи и оповещения при разливах нефти и нефтепродуктов; мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов; календарные планы оперативных мероприятий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которыми проводится документирование работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
мероприятия по реабилитации загрязненных территорий и (или) водных объектов в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель и восстановления нарушенного состояния водных объектов и водных биологических ресурсов; порядок проведения с участием представителей федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комплексных учений по отработке взаимодействия собственных сил и средств и (или) привлекаемых сил и средств для ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов не реже одного раза в 3 года и в течение 30 календарных дней со дня уведомления об утверждении плана.
Указанные требования означают, что нормы времени, в которые должен быть ликвидирован разлив нефти или нефтепродуктов, в обязательном порядке должны рассчитываться лицом, осуществляющим бункеровку (заправку) судов во внутренних морских водах и в территориальном море в соответствии со статьей 16.1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" и закрепляться в Плане ЛАРН, действия при бункеровке судна должны соответствовать нормативам времени, закрепленным в Плане ЛАРН.
В ином случае при бункеровке судна нефтепродуктами в нарушение временных норм, закрепленных в Плане ЛАРН, лицо считается не готовым к ликвидации разлива нефтепродуктов.
Как установлено должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями, а так же следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ в адрес Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора поступило письмо капитана морского порта Новороссийск, содержащее сведения о нарушении ООО "Контур СПб" требований природоохранного законодательства, выразившееся в что, что ДД.ММ.ГГГГ судном-бункеровщиком "Капитан Ширяев" осуществлялась бункеровка судна "MEDKON SINOP", флаг Панама, отшвартованного у причала N АО "НСРЗ" морского порта Новороссийск. Обеспечение экологической безопасности проведения вышеуказанной операции осуществлялось судами ПАСФ "Контур СПб", фактически находящимся вне границ морского порта Новороссийск (находящемся в указанную дату в морском порту Темрюк, на побережье Азовского моря).
Время при условии разлива нефтепродуктов на акватории в районе якорных мест N на акватории морского порта Новороссийск, перехода данного буксира с акватории рыболовецкого совхоза "Черноморец" (Новороссийск) к месту разлива нефтепродуктов составляет 70 мин. или 1 час 10 мин.
В соответствии со справкой от ДД.ММ.ГГГГ представителя ООО "Контур СПб", имеющейся в Новороссийском отделе государственного надзора на море, время перехода т/х "Буксир ТЮТЕРС" из морского порта Новороссийск в морской порт Темрюк составило 13 часов 35 минут (в период с 24 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ по 13 часов 35 минут ДД.ММ.ГГГГ).
Фактическое время перехода т/х "Буксир Тютерс", на котором расположено техническое средство ликвидации разлива нефтепродуктов - "СУ-ЗЩ", из морского порта Темрюк в морской порт Новороссийск значительно превышает время перехода буксира т/х "Буксир Тютерс" с акватории рыболовецкого совхоза "Черноморец" к месту разлива нефтепродуктов в морском порту Новороссийск, заложенное в общее время ликвидации разлива нефтепродукта. Т/х "Буксир Тютерс", входящий в состав ПАСФ ООО "Контур СПб", не готов к осуществлению ликвидации разлива нефтепродуктов в акватории морского порта Новороссийск за рассчитанное Обществом время при условии длительного перехода с территории морского порта Темрюк.
В таблице 22 "Количество плавсредств для ЛРН" Плана ЛАРН ООО "Контур СПб" (стр. 55 Книга 1), а также в пункте 1.4.2.9 Плана ЛАРН ООО "Контур СПб" (стр. 69 Книга 1) указано, что для ликвидации разлива нефтепродуктов при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродуктов от фланца "Капитан Ширяев" до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период необходимо наличие т/х "БУКСИР Тютерс".
В соответствии с пунктом 5 таблицы 19 Книги 1 Плана ЛАРН в зоне ответственности ООО "Контур СПб", а также в соответствии с пунктом 8.3 Книги 1 на акватории морских портов Кавказ, Новороссийск, Темрюк, Туапсе при разгерметизации (разрыве) напорного гибкого трубопровода подачи нефтепродукта от фланца нефтетанкера "Капитан Ширяев" до манифольда судна-приемщика на акватории морского порта Новороссийск в безледовый период с разливом нефтепродуктов объемом 3, 7 м3 сбор нефтеводяной смеси осуществляется НСС "СУ-ЗЩ" в 4 емкости для временного размещения НВС объемом 1 м3, находящихся на т/х "Буксир Тютерс".
Таким образом, наличия одного лишь судна "Капитан Ширяев" при бункеровке иных плавсредств недостаточно для ликвидации разлива нефтепродуктов, что прямо закреплено в Плане ЛАРН ООО "Контур СПб".
Выявленные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении ООО "Контур СПб" настоящего дела об административном правонарушении, вина, в совершении которого подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО "Контур СПб" имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вывод о наличии в действиях ООО "Контур СПб" состава административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в процессуальных актах, вынесенных по делу об административном правонарушении.
Доводы жалобы, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, не находят своего подтверждения материалами дела, направлены на иную оценку исследованных доказательств, установленные обстоятельства и выводы о виновности названного лица в совершении административного правонарушения не опровергают.
При назначении наказания учтен характер совершенного административного правонарушения, назначение административного штрафа в минимальном размере отвечает задачам административного законодательства и целям административного наказания по предупреждению совершения новых правонарушений. Исключительных обстоятельств, которые могли бы служить основанием для назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, материалы дела не содержат.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело.
Порядок и срок привлечения ООО "СПб" к административной ответственности при вынесении постановления по делу об административном правонарушении соблюдены.
Административное наказание назначено предприятию в пределах санкции части 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
решение судьи Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 22 апреля 2021 года, решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Контур СПб" - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции А.Е. Русаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.