Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу защитника Хасанова Владислава Олеговича, действующего на основании доверенности в интересах Никитина Евгения Викторовича, на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 78 в Советском районе в г. Красноярска от 21 января 2022г. и решение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2022г., вынесенные в отношении генерального директора международной компании публичное акционерное общество "Объединенная компания "Русал" (далее - МКПАО "ОК Русал", общество) Никитина Евгения Викторовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 78 в Советском районе в г. Красноярска от 21 января 2022г, оставленным без изменения решением судьи Советского районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2022г, должностное лицо - генеральный директор МКПАО "ОК Русал" Никитин Е.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа 300 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Хасанов В.О. настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ) установлено, что страхователи представляют предусмотренные пп. 2 - 2.2 и 2.4 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации.
Согласно п. 2.2 указанной статьи страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе): страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
МКПАО "ОК Русал", руководителем которого является Никитин Е.В, в нарушение п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ не представило в установленный данной нормой срок (не позднее 15 февраля 2021 г.) в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Калининградской области (ОПФ России по Калининградской области) за отчетный период - январь 2021г. сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Отчет по форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" (дополненный сведениями о застрахованных лицах) за январь 2021г. поступил в ОПФ России по Калининградской области 17 марта 2021 г. по электронным каналам связи.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст.24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Действия Никитина Е.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение.
Доводы жалобы заявителя о том, что при составлении протокола об административном правонарушении он не представлял пояснения, что, по его мнению, свидетельствует о нарушении порядка вынесения протокола, опровергаются письменными объяснениями Никитина Е.В. по факту нарушения, представленными на л.д. 27. Направление объяснений административному органу в электронном виде с заверением электронной подписью сотрудника общества свидетельствует о распоряжении Никитина Е.В. правом на представление объяснений по своему усмотрению. Административным органом были созданы надлежащие условия для осуществления Никитиным Е.В. своих процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении.
Доводы жалобы заявителя о том, что он не является лицом, ответственным за предоставление отчетности в пенсионные органы, отчетность не представлена другим должностным лицом, находящимся в непосредственном подчинении иного должностного лица, были предметом исследования и судебной оценки, с которой нет оснований не согласиться.
Так, должностные лица на основании ст. 2.4 КоАП подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Никитин Е.В, исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ и согласно ч.1 ст. 69 Федерального закона от 26 декабря 1995г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", является должностным лицом - единоличным исполнительным органом, наделен организационно-распорядительными функциями.
Будучи должностным лицом, на которое возложена обязанность по текущему руководству деятельностью общества, в том числе по исполнению норм об отчетности по вопросам пенсионного обеспечения, контролю за исполнением работниками общества своих должностных обязанностей, Никитин Е.В. не был лишен возможности по собственной инициативе выяснять вопрос о своевременности и полноте предоставления сведений о застрахованных лицах пенсионному органу.
Ненадлежащее исполнение работником филиала общества своих должностных обязанностей, на что указывает в жалобе заявитель, не свидетельствует о невиновности Никитина Е.В. и надлежащем исполнении им, как руководителем, своих должностных обязанностей.
О том, что возможность должностного контроля реальна и исполнима свидетельствует представленная в материалы дела копия приказа о дисциплинарном наказании работника, ответственного за предоставление формы СЗВ-М, от 22 июля 2021г, подписанного Никитиным Е.В.
Остальные доводы жалобы заявителя о нарушении порядка вынесения постановления об административном правонарушении, об освобождении от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, были предметом исследования и оценки судей нижестоящих судебных инстанций, всем доводам дана надлежащая правовая оценка.
Жалоба заявителя на постановление об административном наказании рассмотрена районным судом с соблюдением требований ст. 30.6 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, не имеется оснований полагать судебные акты по настоящему делу незаконными, подлежащими отмене.
Порядок и срок привлечения Никитина Е.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Никитину Е.В. в соответствии с санкцией ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст.ст.30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 78 в Советском районе в г. Красноярска от 21 января 2022г. и решение судьи Советского районного суда г. Красноярска от 26 апреля 2022г. оставить без изменений, жалобу защитника Хасанова В.О. - без удовлетворения.
Судья /подпись/ С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.