Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Конаревой И.А. и Лукьяновой Т.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Тудуева Василия Васильевича, поданной через суд первой инстанции 4 мая 2022 года, на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 года по административному делу N 2а-2421/2021 по административному исковому заявлению Тудуева Василия Васильевича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Ламтюгину И.А, временно исполняющему обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Демидову А.Н. о признании постановлений незаконными.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Тудуев В.В. обратился в Рубцовский городской суд Алтайского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю", начальнику Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Ламтюгину И.А, временно исполняющему обязанности начальника Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" Демидову А.Н, в котором просил взыскать причиненный администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю материальный и моральный ущерб в полном объеме; отменить взыскания, наложенные администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, начиная с 19 июня 2020 года и по настоящее время; восстановить его нарушенные права, возложив на администрацию исправительного учреждения обязанность обеспечить его трудоустройство согласно имеющейся специальности "Швей" 2 разряда с последующим повышением данного разряда согласно законодательству.
Определением Рубцовского городского суда Алтайского края от 24 мая 2021 года исковые требования Тудуева В.В. к ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю о признании взысканий, наложенных администрацией ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, начиная с 19 июня 2020 года и по настоящее время незаконными, выделены для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
В уточненном административном исковом заявлении Тудуев В.В. просил признать незаконными обжалуемые постановления администрации ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю. Одновременно заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В обоснование требований указал, что он осужден 16 января 2019 года Горно-Алтайским городским судом Республики Алтай по пункту "г" части 4 статьи 228.1, статье 70 Уголовного кодекса Российской Федерации к 11 годам 9 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю 25 апреля 2019 года для дальнейшего отбывания наказания из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Алтай. Отбывая наказание в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю, он был неоднократно трудоустроен, в том числе 27 мая 2020 года принят на должность подсобного рабочего в швейный цех ЦТАо с оплатой труда 12 130 руб. при условии полностью отработанной нормы времени за месяц.
Приказом начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю от 18 июня 2020 года N-ос уволен с занимаемой должности. Однако 19 июня 2020 года его вызвали в дежурную часть учреждения, где инспекторы ОБ ФИО6 и ФИО7 потребовали от него выйти на работу. Поскольку требование сотрудников было противоправным, он отказался его выполнять. К тому же ему была известна система управления в исправительном учреждении, согласно которой последний трудовой день являлся оплачиваемым днем отпуска (чтобы не предоставлять его с выездом за пределы исправительного учреждения). Данное обстоятельство, по его мнению, подтверждается расчетным листком за июнь 2020 года, где указано, что 19 июня 2020 года является оплачиваемым днем отпуска.
В этот же день 19 июня 2020 года он водворен в штрафной изолятор сроком на 10 суток и признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с последующим переводом в строгие условия отбывания наказания, где содержится по настоящее время.
Полагает свои права нарушенными, и поскольку постановление от 19 июня 2020 года о водворении в штрафной изолятор вынесено незаконно, в связи с чем все последующие постановления о наложении дисциплинарных взысканий также являются незаконными.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 года, в удовлетворении требований административного истца отказано.
В кассационной жалобе Тудуев В.В. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об удовлетворении требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Считает, что судами необоснованно не принято во внимание нарушение его прав приказом начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю N-ОС от 18 июня 2020 года в части выплаты компенсации за неиспользованный отпуск (1 день), а поскольку нормы Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правила внутреннего распорядка исправительного учреждения не предусматривают такую компенсацию для осужденных, необходимо было руководствоваться нормами трудового законодательства, которыми за работником определено право выбора - использовать отпуск или получить компенсацию. Полагает, что начальник ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю был не вправе без его заблаговременного уведомления под роспись изменять условия отбывания наказания в части выплаты компенсации за день отпуска вместо его предоставления, что повлекло его незаконное водворение в штрафной изолятор и последующее признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с переводом в строгие условия отбывания наказания.
Настаивает, что должностная инструкция подсобного рабочего, лист ознакомления с приказом N-ос от 26 мая 2020 года, лист ознакомления с приказом N-ос от 18 июня 2020 года (при его наличии в материалах дела), содержат не его подпись, в связи с чем он заявлял в суде ходатайство о проведении соответствующей экспертизы, которое необоснованно отклонено. Кроме того, его указание на подложность документов, предоставленных административным ответчиком, обязывало суд вынести частное определение о привлечении к ответственности виновных лиц, чего не было сделано судом.
Считает необоснованным вывод суда первой инстанции о пропуске им срока на обращение в суд, поскольку признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания с последующим переводом в строгие условия отбывания наказания и водворение в штрафной изолятор является длящимся нарушением и не влечет пропуска установленного срока для оспаривания соответствующих решений администрации исправительного учреждения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует нормативным правовым актам.
В соответствии со статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.
Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 установлено, что осужденным запрещается занавешивать спальные места.
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться меры взыскания, в том числе в виде выговора (пункт "в" части 1 статьи 115 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из содержания статьи 117 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации следует, что при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
При рассмотрении дела установлено, что 25 апреля 2019 года Тудуев В.В. прибыл в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю из ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республике Алтай для дальнейшего отбывания наказания.
По прибытии Тудуев В.В. был ознакомлен с содержанием статей 102, 103, 106, 107, 124, 125, 175, 176 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, распорядком дня в карантинном помещении, ШИЗО, ОК, СУС, особого режима, обычных условий содержания, Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения (Приказ N 295 от 16 декабря 2016 года), предупрежден об ответственности в соответствии со статьями 102, 115, 116 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ему разъяснены статьи 73, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
26 мая 2020 года приказом начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю N 209-ос Тудуев В.В. с 27 мая 2020 года принят на должность подсобного рабочего швейного цеха ЦТАо.
Приказом начальника исправительного учреждения от 18 июня 2020 года N 244-ос Тудуев В.В. отчислен с должности подсобного рабочего 0, 5 ставки швейного цеха 19 июня 2020 года с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск с 27 мая 2020 года по 19 июня 2020 года (1 рабочий день) на основании части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в связи с производственной необходимостью, и зачислен на должность подсобного рабочего 1 квалификационного разряда ЕТКС с должностным окладом 3623, 00 руб, с оплатой труда 12130, 00 руб, при условии полностью отработанной нормы рабочего времени за месяц, 22 июня 2020 года.
В соответствии с разнарядкой на вывод осужденных на работу в производственно-хозяйственные объекты ЦТАо ФКУ ИК-9 на 19 июня 2020 года, утвержденной начальником учреждения, осужденный Тудуев В.В. 19 июня 2020 года подлежал выводу на работу на производственно-хозяйственный объект.
Согласно справке мастера учебно-производственного участка N 2 ЦТАо Сутормина В.Е. от 19 июня 2020 года осужденный Тудуев В.В, трудоустроенный на швейном участке подсобным рабочим, 19 июня 2020 года не вышел на работу.
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю от 19 июня 2020 года Тудуев В.В. водворен в штрафной изолятор сроком на 10 суток за отказ от выполнения работ, определенных администрацией исправительного учреждения, без разрешения администрации и других уважительных причин.
Факт допущенного нарушения в числе прочего подтвержден рапортами сотрудников ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю младших инспекторов ОБ ФИО6 и ФИО7 от 19 июня 2020 года, из которых следует, что 19 июня 2020 года в 08 часов 25 минут осужденный Тудуев В.В. допустил нарушение части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункта 24 Правил внутреннего распорядка, выразившееся в том, что без разрешения администрации и других уважительных причин отказался от выполнения работ, определенных администрацией исправительного учреждения. На сделанное замечание не отреагировал. Осужденный Тудуев В.В. был доставлен в дежурную часть для дачи письменного объяснения. От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю младшими инспекторами ОБ ФИО6, ФИО7, ФИО9 составлен акт от 19 июня 2020 года.
19 июня 2020 года начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В.
По результатам медицинского освидетельствования работником медицинской службы ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО10 от 19 июня 2021 года на момент осмотра осужденный Тудуев В.В. по состоянию здоровья мог содержаться в штрафном изоляторе.
Кроме этого, постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 от 19 июня 2020 года Тудуев В.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановления объявлены Тудуеву В.В. в день их вынесения, о чем в данных постановлениях имеются его подписи.
19 июня 2020 года Тудуев В.В. был водворен в штрафной изолятор, откуда освобожден 29 июня 2020 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 от 26 июня 2020 года с указанной даты Тудуев В.В. переведен в строгие условия отбывания наказания в связи с тем, что он имеет взыскание за отказ от работы без уважительных причин, с 19 июня 2020 года является злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, намеренно нарушает режим содержания в исправительном учреждении, своим поведением негативно влияет на осужденных. В этот же день постановление было объявлено осужденному, о чем имеется соответствующая подпись Тудуева В.В.
Постановлением врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИЫ России по Алтайскому краю ФИО36 от 23 сентября 2020 года осужденный Тудуев В.В. водворен в штрафной изолятор сроком на 14 суток в связи с нарушением пункта 16 Правил внутреннего распорядка, выразившемся в том, что 22 сентября 2020 года в 09 часов 28 минут без разрешения администрации спал на лавке в камере N 12 СУОИ в неотведенное для сна время.
Данное постановление объявлено Тудуеву В.В. в этот же день.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортами оператора ПВК старшего сержанта внутренней службы ФИО11, прапорщика внутренней службы ФИО12; фотоматериалами.
От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО12, ФИО13, ФИО14 составлен акт от 22 сентября 2020 года.
23 сентября 2020 года осужденный Тудуев В.В. осмотрен фельдшером МЧ N 5 ФИО15, согласно медицинскому заключению на момент нарушения 22 сентября 2020 года освобождений от выполнения распорядка дня не имел, по состоянию здоровья мог содержаться в штрафном изоляторе.
В этот же день врио начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО36 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В.
23 сентября 2020 года Тудуев В.В. был водворен в штрафной изолятор, освобожден 7 октября 2020 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 от 6 октября 2020 года Тудуев В.В. переведен на три месяца в одиночную камеру за допущенное 30 сентября 2020 года нарушение, выразившееся в том, что в 06 часов 04 минуты без разрешения администрации спал на лавке в камере N 6 ШИЗО в неотведенное для сна время. Указанное нарушение признано злостным.
Постановление объявлено Тудуеву В.В. 6 октября 2020 года, от подписи ФИО1 отказался, о чем имеются соответствующая отметка и подписи начальника учреждения ФИО35 и заместителя начальника учреждения ФИО36
Факт нарушения подтверждается фотоматериалами и рапортами оператора ПВК прапорщика внутренней службы ФИО16 и прапорщика внутренней службы ФИО17 от 30 сентября 2020 года, согласно которым 30 сентября 2020 года в 06 часов 04 минуты Тудуев В.В. допустил нарушение пункта 16 Правил внутреннего распорядка - без разрешения администрации спал па лавке в камере N 6 ШИЗО в неотведенное для сна время.
Согласно справке начальника отряда майора в/с ФИО18 с Тудуевым В.В. проведена беседа по данному факту, в ходе которой он свою вину признал.
От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по "адрес" ФИО17, ФИО6, ФИО19 составлен акт от 30 сентября 2020 года.
В этот же день начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В..
Согласно медицинскому заключению о возможности содержания в одиночной камере от 7 октября 2020 года, составленному фельдшером МЧ N 5 ФИО20, на момент осмотра Тудуев В.В. по состоянию здоровья мог содержаться в одиночной камере. Из медицинского заключения от 6 октября 2020 года усматривается, что на момент нарушения 30 сентября 2020 года освобождений от выполнения распорядка дня Тудуев В.В. не имел.
В одиночную камеру осужденный Тудуев В.В. был переведен 7 октября 2020 года, освобожден 7 января 2021 года.
Кроме того, постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 от 2 декабря 2020 года Тудуеву В.В. объявлен выговор за нарушение установленного порядка отбывания наказания, выразившегося в том, что 24 ноября 2020 года не держал руки за спиной при передвижении по коридору режимного корпуса N 3.
Обстоятельства совершения данного проступка подтверждаются фотоматериалами и рапортами оператора ИВ К прапорщика внутренней службы ФИО21, младшего инспектора ОБ ФИО12 от 24 ноября 2020 года, согласно которым во время наблюдения по мониторам за обстановкой на постах учреждения было выявлено, что 24 ноября 2020 года в 20 часов 33 минуты осужденный Тудуев В, В. при передвижении по коридору режимного корпуса N 3 не держал руки за спиной, чем нарушил пункт 164 Правил внутреннего распорядка.
От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО22, ФИО12, ФИО23 составлен акт от 24 ноября 2020 года.
2 декабря 2020 года начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В.
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО37 от 28 января 2021 года Тудуев В.В. водворен в штрафной изолятор на 4 суток за то, что 20 января 2021 года при передвижении по коридору режимного корпуса N 3 не держал руки за спиной, на замечание не отреагировал.
Постановление объявлено Тудуеву В.В. 28 января 2021 года, о чем в постановлении имеется его подпись.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются фотоматериалами и рапортами оператора ПВК прапорщика внутренней службы ФИО24 и прапорщика внутренней службы ФИО25 от 20 января 2021 года, согласно которым во время наблюдения по мониторам за обстановкой на постах учреждения выявлен факт нарушения: 20 января 2021 года в 20 часов 36 минут осужденный Тудуев В.В. при передвижении по коридору режимного корпуса N 3 не держал руки за спиной, чем нарушил пункт 164 Правил внутреннего распорядка.
От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО26, ФИО27, ФИО25 составлен акт от 20 января 2021 года.
Согласно медицинскому заключению от 28 января 2021 года, составленному фельдшером МЧ N 5 ФИО28, на момент нарушения 20 января 2021 года освобождения по состоянию здоровья Тудуев В.В. не имел, по состоянию здоровья мог содержаться в штрафном изоляторе.
В этот же день начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В.
Осужденный Тудуев В.В. был водворен в штрафной изолятор 28 января 2021 года, освобожден 1 февраля 2021 года.
Постановлением начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю ФИО35 от 3 февраля 2021 года Тудуев В.В. переведен в одиночную камеру сроком на 3 месяца за то, что 29 января 2021 года при передвижении по коридору режимного корпуса N 3 не держал руки за спиной, на замечание не отреагировал.
Постановление объявлено Тудуеву В.В. 3 февраля 2021 года, о чем в постановлении имеется его подпись.
Указанные обстоятельства подтверждаются фотоматериалами и рапортами оператора ПВК прапорщика внутренней службы ФИО29 и прапорщика внутренней службы ФИО30 от 29 января 2021 года, согласно которым во время наблюдения по мониторам за обстановкой на постах учреждения выявлено, что 29 января 2021 года в 20 часов 27 минут осужденный Тудуев В.В. при передвижении по коридору режимного корпуса N 3 не держал руки за спиной, чем нарушил пункт 164 Правил внутреннего распорядка.
От дачи письменных объяснений Тудуев В.В. отказался, о чем сотрудниками ФКУ ИК-9 УФСИН России по "адрес" ФИО31, ФИО32, ФИО30 составлен акт от 29 января 2021 года.
Согласно медицинскому заключению о возможности содержания в одиночной камере от 3 февраля 2021, составленному фельдшером МЧ N 5 ФИО33, на момент осмотра Тудуев В.В. по состоянию здоровья мог содержаться в одиночной камере.
3 февраля 2021 года начальником ФКУ ИК-9 УФСИН России по "адрес" ФИО35 утверждено заключение по материалам проверки о допущенном нарушении установленного порядка отбывания наказания осужденным Тудуевым В.В.
Осужденный Тудуев В.В. был переведен в одиночную камеру 3 февраля 2021 года, освобожден 3 мая 2021 года.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что примененные к административному истцу меры взыскания в виде водворения в карцер, перевода в одиночную камеру, объявления выговора за нарушение установленного порядка отбывания наказания являются законными. Данные меры применены начальником и временно исполняющим обязанности начальника исправительного учреждения в пределах предоставленных полномочий с соблюдением установленного законом порядка.
Также суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд без уважительной причины по требованиям об оспаривании постановления от 19 июня 2020 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор, постановления от 19 июня 2020 года о признании злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, постановления от 26 июня 2020 года о переводе осужденного с обычных в строгие условия отбывания наказания, постановления от 23 сентября 2020 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на 14 суток, постановления от 06 октября 2020 года о признании нарушения, допущенного Тудуевым В.В. 30 сентября 2020 года, злостным, переводе осужденного Тудуева В.В. в одиночную камеру на 3 (три) месяца, постановления от 2 декабря 2020 года о наложении дисциплинарного взыскания в виде устного выговора, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правильными.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям должностных лиц, исходили из того, что Тудуевым В.В. нарушен порядок и условия отбывания наказания, процедура применения мер взыскания соблюдена, меры взыскания соответствует тяжести и характеру допущенных нарушений порядка содержания и применены с учетом обстоятельств его совершения, личности осужденного и предшествующего поведения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, допущенные административным истцом нарушения порядка и условий отбывания наказания не являются длящимся нарушением, в связи с чем судами обоснованно при разрешении настоящего административного иска применены положения части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и указано на пропуск Тудуевым В.В. срока для обращения в суд.
Указания кассатора на необоснованное неприменение судами положений трудового законодательства Российской Федерации при разрешении его требований об оспаривании постановления начальника ФКУ ИК-9 УФСИН России по Алтайскому краю от 19 июня 2020 года о водворении в штрафной изолятор сроком на 10 суток за отказ от выполнения работ, определенных администрацией исправительного учреждения, основаны на неверном толковании норм права и являются несостоятельными.
В части 1 статьи 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (часть 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
При этом в соответствии со статьей 9 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, труд является одним из основных средств исправления осужденных и регулируется нормами уголовно-исправительного законодательства.
Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим). Осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания (статья 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
В статье 11 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что действие трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, не распространяются на лиц, если это установлено федеральным законом.
Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В данном случае к числу таких федеральных законов относится Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 102, части 1 статьи 104, части 1 статьи 105 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, законодательство о труде распространяется на осужденных в части материальной ответственности, продолжительности рабочего времени, правил охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии оплаты труда.
Соответственно, права осужденных ограничены Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, они привлекаются к труду в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства, на них не распространяются нормы трудового законодательства, регулирующие порядок приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу в том объеме, в котором они предусмотрены Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации: конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
При привлечении осужденных к труду осужденные не могут рассматриваться в качестве работников, поскольку отношения по привлечению осужденных к труду трудовыми отношениями применительно к Трудовому кодексу Российской Федерации (статья 15) в полной мере не являются. Между лицом, осужденным к лишению свободы и привлекаемым к труду, с одной стороны, и учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим наказание в виде лишения свободы, где труд основан не свободным волеизъявлением осужденного, а его обязанностью трудиться в определенных местах и на работах, не возникают трудовые отношения, регулируемые исключительно и безусловно Трудовым кодексом Российской Федерации.
Из приведенных правовых норм следует, что осужденные привлекаются к труду не по своему волеизъявлению, а в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства. Поскольку общественно полезный труд как средство исправления и обязанность осужденных является одной из составляющих процесса отбывания наказания. В связи с тем, что административный истец привлекался к труду в период отбывания им наказания, на него распространялись ограничения, предусмотренные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с вышеуказанными выводами судов, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и представленным в дело доказательствам; факты нарушения Тудуевым В.В. порядка и условий отбывания наказания подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Доводы кассационной жалобы были предметом исследования судебных инстанций, им дана надлежащая судебная оценка в обжалуемых судебных решениях, по своей сути сводятся к несогласию с выводами судов.
Таким образом, поскольку судами нижестоящих инстанций обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, при этом существенных нарушений норм материального и процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, не допущено, оснований для отмены постановленных судебных актов в кассационном порядке в пределах доводов поданной жалобы не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, что изложены в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 27 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 26 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июля 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.