Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4962/2021 (УИД 42RS0009-01-2021-009391-64) по иску Запольской Светланы Викторовны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу на решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Запольская Светлана Викторовна (далее по тексту - Запольская С.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) (далее по тексту - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) о признании незаконным решения от 10 августа 2021 г. N в части отказа зачесть в ее стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) - воспитателем детского комбината N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 месяца 22 дня) - воспитателем детского комбината N 103, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации, обязании включить в ее стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее работы: с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) - воспитателем детского комбината N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 месяца 22 дня) - воспитателем детского комбината N 103, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации и назначить ей досрочную страховую пенсию с 1 июня 2021 г.
Требования мотивированы тем, что 12 мая 2021 г. она обратилась в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 10 августа 2021 г. N истцу отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как педагогическому работнику в связи с отсутствием требуемой продолжительности педагогического стажа, указав, что в наличии стаж истца 22 года 7 месяцев 5 дней, при требуемом 25 лет.
При принятии решения УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) из подсчета ее педагогического стажа были исключены периоды ее работы с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 0 месяц 7 дней) - воспитателем детского комбината N 101, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 учреждения "детские комбинаты" не предусмотрены, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 месяца 22 дня) - воспитателем детского комбината N 103, так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781 учреждения "детские комбинаты" не предусмотрены, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации.
В свою очередь истец считает в указанной части решение ответчика незаконным, поскольку отказ во включении спорных периодов в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, противоречит положениям действующего законодательства и повлек существенные нарушения ее конституционных прав, название "детский комбинат", "ясли-сад (комбинат)" соответствует названию "детский сад", а повышение квалификации является обязательным условием педагогической работы, в период которой сохранялась заработная плата, производились отчисления страховых взносов.
Требование о назначении пенсии с 1 июня 2021 г. мотивировано наличием, с учетом спорных периодов, на момент обращения необходимого 25-летнего стажа работы, что дает основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Определением Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ненадлежащего ответчика - Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) надлежащим - Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. исковые требования Запольской С.В. удовлетворены частично, признано незаконным решение ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу от 10 августа 2021 г. N об отказе Запольской С.В. в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в части отказа во включении в ее педагогический стаж периодов работы с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) в должности воспитателя детского комбината N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (0 год 2 месяца 22 дня) в должности воспитателя детского комбината N 103, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации, на ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу возложена обязанность включить в специальный педагогический стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периоды работы Запольской С.В. с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) в должности воспитателя детского комбината N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 месяца 22 дня) в должности воспитателя детского комбината N 103, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации, с ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу в пользу Запольской С.В. взысканы расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, исковые требования Запольской С.В. в части назначения досрочной страховой пенсии по старости с 1 июня 2021 г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 марта 2022 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу просит отменить решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 марта 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Указанным приложением предусмотрено увеличение на 24 месяца срока назначения страховой пенсии со дня возникновения права на страховую пенсию по старости в 2020 году.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 12 мая 2021 г. Запольская С.В. (до брака З.) обратилась в УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей.
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 10 августа 2021 г. N Запольской С.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" как педагогическому работнику в связи с отсутствием требуемой продолжительности педагогического стажа, в наличии стаж истицы 22 года 7 месяцев 5 дней, при требуемом 25 лет.
При принятии решения пенсионным органом из специального страхового стажа истца исключены периоды работы с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) в должности воспитателя в детском комбинате N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 месяца 22 дня) в должности воспитателя в детском комбинате N 103, так как учреждение "детский комбинат" не предусмотрено Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1067, от 29 октября 2002 г. N 781. Также решением ответчика в специальный стаж истца не включен период прохождения курсов повышения квалификации с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней).
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных Запольской С.В. исковых требований, признав решение пенсионного органа от 10 августа 2021 г. незаконным в части отказа во включении в страховой стаж истца периодов работы с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. (1 год 1 месяц 7 дней) в должности воспитателя детского комбината N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. (1 год 2 мес. 22 дня) в должности воспитателя детского комбината N 103, с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. (16 дней) - курсы повышения квалификации, в удовлетворении остальных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Поскольку решение суда первой инстанции и апелляционное определение обжалуется стороной ответчика лишь в части удовлетворенных исковых требований Запольской С.В, то его законность и обоснованность в остальной части в силу положений части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предметом проверки судом кассационной инстанции не является.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Спорные периоды работы истца с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. в должности воспитателя в детском комбинате N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. в должности воспитателя в детском комбинате N 103 подтверждены материалами дела, в том числе трудовой книжкой, справкой о льготном стаже от 7 июля 2021 г. N, справкой от 13 декабря 2021 г. N, выданной МАДОУ N 103 "Детский сад комбинированного вида", выпиской из приказа по районному отделу образования "О закрытии детского сада N 101" администрации города Кемерово.
В указанные периоды работы действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства" 1 75 018, утвержденный 1 января 1976 г. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР, который предусматривал наименование учреждений дошкольного воспитания: "детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки" (код 92400 3).
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста" было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Пунктом 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В пункте 2 Примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Также в спорные периоды работы истца действовал Список, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. года N 463, содержащий наименование учреждений "все типы детских дошкольных учреждений".
Таким образом, "детский комбинат" не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения и это наименование учреждения соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения "детский сад", "ясли-сад", следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.
С учетом изложенного, вывод судов о включении периодов работы истца с 1 сентября 1995 г. по 8 октября 1996 г. в должности воспитателя в детском комбинате N 101, с 9 октября 1996 г. по 31 декабря 1997 г. в должности воспитателя в детском комбинате N 103 в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" является правильным.
Доводы кассационной жалобы о том, что Списками "детские комбинаты" не предусмотрены, в связи с чем периоды работы в них не подлежат зачислению в льготный стаж, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм пенсионного законодательства.
Вопреки доводам кассационной жалобы являются обоснованными выводы судом в части включения периода нахождения истца на курсах повышения квалификации с 19 октября 2015 г. по 5 ноября 2015 г. в специальный стаж, поскольку в период прохождения курсов повышения квалификации истец осуществляла трудовую деятельность в должности, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, за ней сохранялась средняя заработная плата. Прохождение курсов было обусловлено приказами работодателя и необходимостью осуществления дальнейшей трудовой деятельности истца.
В силу статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка, а также повышения квалификации работника, в период работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, эти периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Выводы судов подробно мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном, всестороннем, объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки, направлены на несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанций, на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах.
Однако эти доводы, сами по себе не могут служить основанием для отмены судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции, поскольку согласно части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 15 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.