Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Фроловой Т.В.
судей: Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-5386/2021 (54RS0010-01-2021-008800-29) по иску Добродеевой С.А. к ГУ - Отделению Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным
по кассационной жалобе Государственного учреждения- Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Добродеева С.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным.
Истец просила признать незаконным решение N от 27 июля 2021 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии; обязать ответчика включить в стаж работы следующие периоды: с 13 марта 1992 г. по 20 июля 1992 г. в должности воспитателя в ясли-сад N171; с 3 августа 1992 г. по 1 сентября 1994г. в должности воспитателя в детском саду N113; с 1 августа 1995 г. по 9 июня 1997 г. в должности воспитателя в ясли-сад N135; с 24 августа 1999г. по 14 августа 2000г. в должности воспитателя ясли-сад N112; обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 3 июля 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 ноября 2021 г. исковые требования Добродеевой С.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, удовлетворены частично; возложена обязанность на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Добродеевой С.А. периоды: с 13 марта 1992 г. по 20 июля 1992 г.; с 3 августа 1992 г. по 1 сентября 1994 г.; с 1 августа 1995 г. по 9 июня 1997 г.; с 24 августа 1999 г. по 14 августа 2000 г.; признано решение ГУ - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области от 27 июля 2021 г. N в части отказа во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным; возложена обязанность на ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области назначить Добродеевой С.А. досрочную пенсию с 14 июля 2021 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 ноября 2021 г. постановлено изменить, исключив из периода, подлежащего включения в специальный стаж Добродеевой С.А. для назначения досрочной пенсии, день работы в должности воспитателя в детском саду N113 - 1 сентября 1994 г. В остальной части решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 23 ноября 2021 г. оставлено без изменения.
Государственным учреждением - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного, и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
На кассационную жалобу представителем Добродеевой С.А. - Крановой М.Н, действующей на основании доверенности от 2 июля 2021 г, принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, 14 июля 2021 г. Добродеева С.А. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии.
Оспариваемым решением пенсионного органа от 27 июля 2021 г. N Добродеевой С.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа на соответствующих видах работ.
Специальный стаж Добродеевой С.А. на 14 июля 2021 г. составил 21 год 03 месяца 27 дней. В специальный стаж Добродеевой С.А. не включены, в том числе, периоды работы на территории Республики Кыргыстан с 13 марта 1992 г. по 20 июля 1992 г. в должности воспитателя в ясли-сад N171, с 3 августа 1992 г. по 1 сентября 1994 г. в должности воспитателя в детском саду N113, с 1 августа 1995 г. по 9 июня 1997 г. в должности воспитателя в ясли-саде N135, с 24 августа 1999 г. по 14 августа 2000 г. в должности воспитателя ясли-сада N112, так как компетентным органом Кыргызской Республики не подтверждено наличие института досрочных пенсий работникам образования после распада СССР.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что периоды работы Добродеевой С.А. с 13 марта 1992 г. по 20 июля 1992 г. в должности воспитателя в ясли-сад N171, с 3 августа 1992 г. по 30 августа 1994 г. в должности воспитателя в детском саду N113, с 1 августа 1995 г. по 9 июня 1997 г. в должности воспитателя в ясли-саде N135, с 24 августа 1999 г. по 14 августа 2000 г. в должности воспитателя ясли-сада N112 подтверждены архивными справками от 4 августа 2017 г. N1500 Свердловского районного центра образования г. Бишкек Кыргызской Республики, справками Центра образования Октябрьского района г. Бишкек от 25 июля 2017 г. N849. Сведения об уплате страховых взносов за период с 1996 г. по 2002 г. представлены Социальным Фондом Кыргызской Республики.
Из записей трудовой книжки истца следует, что период ее работы в должности воспитателя в детском саду N113 - с 3 августа 1992 г. по 1 сентября 1994 г. Вместе с тем, архивной справкой от 4 августа 2017 г. N1500 Свердловского районного центра образования г. Бишкек Кыргызской Республики подтверждается факт работы истца в указанной должности за период с 3 августа 1992 г. по 30 августа 1994 г.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения 13 марта 1992 г, подписанных государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Распоряжения Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", установив, что в спорные периоды истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, исходя из того, что при назначении досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Кыргызской Республике) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж истца, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ спорных периодов работы истца на территории Республики Кыргызстан и назначить Добродеевой С.А. досрочно пенсию с 14 июля 2021 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции в части возложения на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области обязанности по включению включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии Добродеевой С.А. спорных периодов работы на территории Республики Кыргызстан в должности воспитателя в яслях-саду, детском саду, признании решения пенсионного органа от 27 июля 2021 г. N353487/21 в части отказа во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным и возложении обязанности на ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области назначить Добродеевой С.А. досрочной пенсии с 14 июля 2021 г.
Установив, что запись о работе 1 сентября 1994 г. в должности воспитателя в детском саду N113 в трудовой книжке не соответствует первичным документам, суд апелляционной инстанции пришел к вывод об отсутствии оснований для включения данного дня в специальный стаж истца и изменении решения суда в указанной части. При этом судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда указала на то, что исключение указанного периода (1 сентября 1994 г.) из льготного страхового стажа не влияет на возникшее у истца право на получение досрочно страховой пенсии с 14 июля 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций оснований не соглашаться не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ).
13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 г, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
Согласно пункту 2 указанных Рекомендаций к числу международных договоров относятся, в том числе, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).
Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации (пункт 4 Рекомендаций).
В соответствии с пунктом 5 указанных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках Соглашений до 1 января 2002 г. (пункт 9 Рекомендаций).
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного Закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного Закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного Закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ.
Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. N781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами N Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Кыргызстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о возможности учета страхового стажа, приобретенного на территории государства участника Соглашения от 13 марта 1992 г, установив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно: наличие стажа работы Добродеевой С.А. в учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками, и наличие в связи с этим оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, приняв во внимание документы, подтверждающие, что истец выполняла педагогическую деятельность в учреждениях для детей на территории Республики Кыргызстан в период с 13 марта 1992 г. по 14 августа 2000 г. в должности воспитателя ясли-сад, детском саду, то есть произвели оценку пенсионных прав истца на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, на территории которого проживает истец.
Доводы кассатора, о том, что условия назначения досрочных пенсий по старости в Республике Кыргызстан, как государстве-участнике Соглашения от 13 марта 1992 года отличны от условий, предусмотренных пенсионным законодательством Российской Федерации, в связи с чем, стаж работы истца в Республике Кыргызстан не подлежит учету в целях назначения страховой пенсии по старости досрочно, нельзя признать правомерными, поскольку истец проживает на территории Российской Федерации, спор об определении оснований для включения в специальный стаж периодов работы подлежал разрешению с учетом приведенных норм законодательства.
Поскольку обстоятельства, дающие истцу право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом спорных периодов работы истца в ясли-садах, детском саду в Кыргызской Республике в должности воспитателя, судебными инстанциями установлены, как и наличие у истца требуемого специального стажа на 14 июля 2021 г, правовых оснований для отмены апелляционного определения судебная коллегия не усматривает.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе трудовой книжке, архивным справкам, выданным компетентным органом Республики Кыргызстан судом дана оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции являются мотивированными, судом учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в решении отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области и отмены либо изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.