Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Кошелевой И.Л, судей Ехаловой Ю.А, Подгорной Е.П, при секретаре-помощнике судьи Овчинниковой Э.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и представителя государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" на решение Свердловского областного суда от 10 марта 2022 года по административному делу N 3а-90/2022 по административному исковому заявлению представителя общества с ограниченной ответственностью концерн "Уралэнерго" и общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоФинанс" к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и государственному бюджетному учреждению Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" о признании их действий незаконными, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Заслушав доклад судьи Ехаловой Ю.А, судебная коллегия
установила:
представитель общества с ограниченной ответственностью концерн "Уралэнерго" (далее ООО концерн "Уралэнерго", Концерн) и общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоФинанс" (далее ООО "ЭнергоФинанс", Общество) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере 11 496 000 рублей, а также с административным исковым заявлением о признании действий незаконными, об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, просил: признать незаконными действия федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра") в лице филиала по УФО по формированию и направлению в государственное бюджетное учреждение Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки") сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером N, послуживших основанием для определения кадастровой стоимости по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829 817, 24 рублей; признать незаконными действия ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" по определению кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829 817, 24 рублей; обязать ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" аннулировать акт об определении кадастровой стоимости от 11 февраля 2021 года N N в части определения кадастровой стоимости земельного участка N; признать незаконными действия Управления Росреестра по Свердловской области по внесению в ЕГРН 1 февраля 2021 года сведений о кадастровой стоимости на основании акта об определении кадастровой стоимости от 11 февраля 2021 года N N в отношении земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829
817, 24 рублей; обязать Управление Росреестра по Свердловской области исключить из ЕГРН данные о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере 1829 817, 24 рублей, внесенные в ЕГРН 16 февраля 2021 года на основании акта об определении кадастровой стоимости от 11 февраля 2021 года N N; обязать Управление Росреестра по Свердловской области включить в ЕГРН в качестве актуальных сведения о кадастровой стоимости, установленной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Россреестра по Свердловской области N от 24 декабря 2020 года в отношении земельного участка с кадастровым номером N в размере 11 496 000 рублей.
В обоснование требований представитель административных истцов указал, что административные истцы являются сособственниками недвижимого имущества - земельного участка с кадастровым номером N. Кадастровая стоимость данного земельного участка согласно сведениям ЕГРН составила 15 829 817, 24 рублей. Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росрееста по Свердловской области от 24 декабря 2020 года N кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 19 ноября 2020 года N по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 11 496 000 рублей. Данные сведения были внесены в ЕГРН. Однако в 2021 году обнаружено, что кадастровая стоимость названного земельного участка вновь составляет 15 829 817, 24 рублей.
Решением Свердловского областного суда от 10 марта 2022 года административное исковое заявления ООО концерн "Уралэнерго", ООО "ЭнергоФинанс" об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 года оставлено без удовлетворения. Административное исковое заявление ООО концерн "Уралэнерго", ООО "ЭнергоФинанс" о признании незаконными действий удовлетворено. Суд признал незаконными совокупность последовательно совершенных действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО, ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", Управления Росреестра по Свердловской области, совершенных по направлению, расчету (определению), установлению (внесению) в сведения ЕГРН кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829 817, 24 рублей. Возложил на поименованных лиц обязанность совершить действия по устранению нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов, восстановив в сведениях ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 года в размере, который равен рыночной стоимости и определен решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 24 декабря 2020 года N.
В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Свердловской области (далее - Управление) не согласился с решением суда первой инстанции. Просил решение суда от 10 марта 2022 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований к Управлению. При постановке на государственный кадастровый учет кадастровая стоимость земельного участка определена ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО. На основании акта определения кадастровой стоимости от 19 мая 2020 года кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере 23 082 411, 08 рублей. Датой определения и применения является 19 мая 2020 года. При рассмотрении заявления административных истцов от 25 ноября 2020 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости 24 декабря 2020 года принято решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости - 11 496 000 рублей. Данные сведения в ЕГРН внесены 31 декабря 2020 года. На основании предоставления Бюджетным учреждением акта об определении кадастровой стоимости от 11 февраля 2021 года N N в ЕГРН внесены сведения о кадастровой стоимости в размере 15 829 817, 24 рублей по состоянию на 19 мая 2020 года, дата начала применения - 01 января 2021 года. Считает, что действия Управления по внесению в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Процедура определения кадастровой стоимости соблюдена. Кроме того, в рамках одного судебного дела судом рассмотрены требования, рассматриваемые по правилам глав 22 и 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО (далее - Учреждение) с решением не согласен, считает, что судом не правильно определены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что действия Учреждения в рамках своих полномочий не нарушают норм действующего законодательства. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Учреждению.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Бюджетное учреждение) с вынесенным решением в части признания незаконными действий Бюджетного учреждения не согласен, указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что произведя расчет кадастровой стоимости названного земельного участка, Бюджетное учреждение не нарушило права административных истцов на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Бюджетное учреждение не является организацией, реализующей полномочия федерального органа исполнительной власти по внесению сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости, а также о дате определения кадастровой стоимости и ее применения. Считает, что права административных истцов на возможность реализации своих прав на установление кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости вызваны некорректным учетом сведений об установленной на основании решения Комиссии кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕГРН. Выводы суда о несоответствии действий административных ответчиков, совершенных в их последовательной и неразрывной совокупности считает противоречащими нормам материального права. Просил решение суда от 10 марта 2022 года отменить в части признания действий Бюджетного учреждения незаконными, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к Бюджетному учреждению.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административных истцов возражал против доводов апелляционных жалоб, просил оставить жалобы без удовлетворения, полагая, что судом правильно применены нормы материального права, полно и точно установлены обстоятельства по делу и изложенные в решении выводы соответствуют им.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно положениям части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При рассмотрении дела суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержденным Приказом Росреестра от 06 августа 2020 года N П/0283.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования административных истцов об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости по состоянию на 19 мая 2020 года удовлетворению не подлежат, так как ранее кадастровая стоимость в размере рыночной уже была установлена решением Комиссии. При этом административное исковое заявление о признании незаконными действий ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО, ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", Управления Росреестра по Свердловской области, совершенных по направлению, расчету (определению), установлению (внесению) в сведения ЕГРН кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829 817, 24 рублей, произведенных в рамках массовой оценки, подлежит удовлетворению, так как действиями ответчиков нарушены права административных истцов.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ООО концерн "Уралэнерго", ООО "ЭнергоФинанс" являются сособственниками недвижимого имущества: земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 19 мая 2020 года. Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по УФО в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 23 082 411, 08 рублей. Сведения о кадастровой стоимости в размере 23 082 411, 08 рублей внесены в ЕГРН 19 мая 2020 года, указана дата начала применения - ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами публичной власти федеральной территории, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
На основании заявления административных истцов о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области принято решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, установленной в отчете об оценке (т.1 л.д.41-43). Согласно отчету об оценке N, выполненному 19 ноября 2020 года ООО " "данные изъяты"", рыночная стоимость названного объекта недвижимости по состоянию на 19 мая 2020 года составила 11 946 000 рублей (т.1 л.д.46-187). Сведения о кадастровой стоимости в размере 11 946 000 рублей внесены в ЕГРН 31 декабря 2020 года, указана дата начала применения - 19 мая 2020 года.
Из части 7 статьи 15 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, следует, что подведомственное органу регистрации прав федеральное государственное бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, обеспечивает формирование и предоставление бюджетному учреждению перечня вновь учтенных, ранее учтенных в Едином государственном реестре недвижимости объектов недвижимости, в сведения Единого государственного реестра недвижимости о которых внесены изменения в период с 1 января года проведения государственной кадастровой оценки до даты начала применения кадастровой стоимости, полученной по результатам проведения государственной кадастровой оценки, с учетом следующих особенностей: в перечень объектов недвижимости включаются виды объектов недвижимости (для земельных участков - категории земель), в отношении которых проводилась государственная кадастровая оценка; перечень объектов недвижимости формируется и предоставляется в соответствии с порядком формирования и предоставления перечней объектов недвижимости.
Порядок формирования и предоставления перечней объектов недвижимости, утвержден Приказом Росреестра от 06 августа 2020 года N П/0283.
Несмотря на наличие в ЕРГН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО включило спорный земельный участок в перечень объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, и направило его 22 января 2021 года в ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки".
Вследствие включения спорного объекта недвижимости в перечень, актом ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" N от 11 февраля 2021 года в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки земельных участков установлена кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 15 829 817, 24 рублей, что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости N N от 25 августа 2021 года (т.1 л.д.19).
Согласно пункту 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости подлежат включению в кадастр недвижимости.
Сведения о кадастровой стоимости в размере 15 829 817, 24 рублей внесены Управлением Росреестра по Свердловской области в ЕГРН 16 февраля 2021 года, по состоянию на 19 мая 2020 года, указана дата начала применения - 01 января 2021 года.
Вместе с тем, учитывая внесение в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, определенной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области, включению в перечень объектов, подлежащих массовой оценке, на ту же дату, он не подлежал, в связи с чем кадастровая оценка и внесение сведений о новой кадастровой стоимости объекта недвижимости в ЕРГН произведены незаконно.
В связи с изложенным, действия ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УФО, ГБУ Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки", Управления Росреестра по Свердловской области, совершенные по направлению, расчету (определению), установлению (внесению) в сведения ЕГРН кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 года в размере 15 829 817, 24 рублей являются незаконными и нарушающими права административных истцов.
В целях восстановления нарушенных прав истцов суд правомерно возложил на административных ответчиков обязанность совершить действия по восстановлению в сведениях ЕГРН сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка по состоянию на 19 мая 2020 года в размере, равном рыночной стоимости и определенной решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области от 24 декабря 2020 года N.
Доводы апелляционных жалоб правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат фактов и сведений, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции, на существо постановленного решения не влияют. Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" и государственного бюджетного учреждения Свердловской области "Центр государственной кадастровой оценки" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения в соответствующий суд кассационной инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.