Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Хребтовой Н.Л, Панфиловой Л.Ю, рассмотрела в открытом судебном заседании с проведением видеоконференцсвязи гражданское дело по иску Нужных Александра Викторовича, Кузина Вадима Игоревича к КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева о взыскании с работодателя денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, по кассационной жалобе представителя Кузина В.И. Мотлоховой Е.А, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, выслушав объяснение представителя Кузина В.И. Мотлоховой Е.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нужных А.В. и Кузин В.И. обратились в суд с иском к КГБУЗ "Краевая клиническая больница N 1" имени профессора С.И. Сергеева (далее - КГБУЗ "ККБ N 1") о взыскании в пользу каждого стимулирующих выплат в размере 274 342 рубля 17 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами 4 012 рублей 17 копеек. В обоснование требований указали, что работают в КГБУЗ "ККБ N 1" в должности врачей сердечно-сосудистой хирургии. На основании договора между медицинскими организациями истцы также оказывают медицинские услуги врачей в больницах КГБУЗ "ККБ N 2" и КГБУЗ "ГКБ N 10", включенных в перечень медицинских организаций, непосредственно оказывающих медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В мае - июне 2020 года истцы непосредственно оказывали медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19. Так, Нужный А.В. оказывал экстренную помощь (операции) 23 июня 2020 года пациенту в КГБУЗ "ККБ N 2", а также 20 июля 2020 года - пациенту в КГБУЗ "ГКБ N 10". Истец Кузин В.И. 6 мая 2020 года оказывал экстренную помощь в КГБУЗ "ККБ N 1" пациенту, у которого в дальнейшем выявлен COVID-19, а также 24 июня 2020 года - экстренную помощь (консультация, операция) пациенту в КГБУЗ " ККБ N 2". Однако по месту основной работы в КГБУЗ "ККБ N 1" истцам не произведены выплаты стимулирующего характера за особые условия работы с указанными больными.
Решением Железнодорожного районного суда города Хабаровска от 29 октября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С КГБУЗ "ККБ N 1" взысканы: в пользу Нужных А.В. выплата стимулирующего характера в размере 256 000 рублей, судебные расходы на представителя 3 000 рублей; в пользу Кузина В.И. - выплаты стимулирующего характера в размере 128 000 рублей, судебные расходы на представителя 3 000 рублей. В удовлетворении остальных требований отказано. С КГБУЗ "ККБ N 1" в бюджет муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" взыскана госпошлина в размере 9 520 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года решение суда изменено в части размера взысканных сумм. С КГБУЗ "ККБ N 1" взыскана стимулирующая надбавка в пользу Нужных А.В. в размере 18 556 рублей 07 копеек, в пользу Кузина В.И. - в размере 7 665 рублей 82 копейки. С КГБУЗ "ККБ N 1" в бюджет муниципального образования городской округ "Город Хабаровск" взыскана госпошлина 986 рублей 66 копеек.
В кассационной жалобе представитель Кузина В.И. Мотлохова Е.А. просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
От КГБУЗ "ККБ N 1" поступили письменные возражения с просьбой об отклонении кассационной жалобы и оставлении в силе судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Судебное заседание проведено с использование видеоконференцсвязи через Железнодорожный районный суд города Хабаровска.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и выслушав объяснения представителя истцца, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущены.
Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 (распространяется на правоотношения с 30 января 2020 года, утратило силу с 1 ноября 2020 года) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией.
Подпунктом "ж" пункта 10 Правил установлено направление соответствующих бюджетных средств медицинским организациям, подведомственным органам местного самоуправления, в которых оказывается медицинская помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, в соответствии с указанным в пункте 11 Правил локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или органом местного самоуправления, врачам, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях (в том числе врачам-инфекционистам, врачам-анестезиологам-реаниматологам), - 100 процентов среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации за 9 месяцев 2019 года по данным Федеральной службы государственной статистики.
Локальным нормативным актом медицинской организации устанавливаются: а) перечень наименований подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время; б) перечень должностей медицинских работников подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера за фактически отработанное время (пункт 11 Правил).
Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 (распространяется на правоотношения с 1 апреля 2020 года) утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19.
Согласно пункту 3 Правил средства, предоставленные бюджетам субъектов Российской Федерации в форме иного межбюджетного трансферта, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Подпунктом "б" пункта 11 Правил предусмотрено, что выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих Правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья, оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 тыс. рублей в месяц.
Локальный нормативный акт медицинской организации принимается в связи с наличием граждан, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, и устанавливает: а) перечень наименований структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; б) перечень должностей медицинских и иных работников структурных подразделений медицинских организаций, работа в которых дает право на установление выплат стимулирующего характера; в) размер выплаты стимулирующего характера в соответствии с занимаемой должностью независимо от количества отработанных смен (часов), но не выше размеров, указанных в пункте 11 настоящих Правил; г) срок, на который устанавливается выплата стимулирующего характера (пункт 12 Правил).
Судами установлено и следует из материалов дела, что истцы работают в качестве врачей в КГБУЗ "ККБ N 1". Данное лечебное учреждение не является медицинской организацией, в которой организована медицинская помощь больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19.
Между КГБУЗ "ККБ N 1" (исполнитель) и КГБУЗ "ККБ N 2" (заказчик), а также между КГБУЗ "ККБ N 1" (исполнитель) и КГБУЗ "ГКБ N 10" (заказчик) заключены договоры возмездного оказания консультационных медицинских услуг, по условиям которых исполнитель направляет соответствующего врача-специалиста для оказания платных медицинских услуг, а заказчик оплачивает услуги.
КГБУЗ "ГКБ N 10" и КГБУЗ "ККБ N 2" включены в Перечень организаций, в которых планируется организация медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией COVID-19, утвержденный распоряжением министерства здравоохранения Хабаровского края от 31 марта 2020 года N 357-р.
На основании распоряжений работодателя истец Нужных А.В. оказывал экстренную медицинскую помощь 23 июня 2020 года, а истец Кузин В.И. - 24 июня 2020 года пациенту КГБУЗ "ККБ N 2"; 20 июля 2020 года истец Нужных А.В. направлялся для оказания медицинской помощи пациенту в КГБУЗ "ГКБ N 10". Данные пациенты имеют подтвержденный диагноз COVID-19.
Суд первой инстанции, взыскивая в пользу истцов стимулирующие выплаты из расчета 80 000 рублей в месяц (с учетом районного коэффициента по 128 000 рублей) за каждый случай работы с инфицированным пациентом (Кузину В.И. - за 1 пациента в июне, Нужных А.В. - за каждого из двух пациентов в июне и июле), руководствовался подпунктом "б" пункта 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 484, и исходил из того, что данные выплаты полагаются медицинским работникам в полном размере независимо от количества отработанных смен или часов за риск работы с больными с новой коронавирусной инфекцией. Суд указал, что истцы выполняли распоряжение работодателя в рамках заключенных хозяйственных договоров, оказывали медицинскую помощь в специально перепрофилированных для лечения пациентов с COVID-19 медицинских учреждениях.
Суд апелляционной инстанции не согласился с размером взысканных денежных средств, указал, что из буквального толкования Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 484, следует, что стимулирующие выплаты установлены за выполнение особо важных работ медицинским работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам с COVID-19 в медицинских организациях, специально перепрофилированных для этих целей. КГБУЗ "ККБ N 1", где истцы работают в качестве врачей, к числу таких организаций не относится. Исходя из того, что медицинскую помощь лицам с COVID-19 в условиях перепрофилированных стационаров (КГБУЗ "ККБ N 2" и КГБУЗ "ГКБ N 10") истцы оказывали на основании разовых поручений, исполнение каждого из которых занимало по сравнению с лицами, осуществляющими непосредственное лечение новой коронавирусной инфекции, незначительное время, суд апелляционной инстанции счел необоснованными выплаты из расчета 80 000 рублей. Суд апелляционной инстанции указал, что истцы имеют право на стимулирующие выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку, установленные подпунктом "ж" пункта 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 415, из расчета среднемесячного дохода от трудовой деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации (в Хабаровском крае - 44 149 рублей). Суд апелляционной инстанции согласился с расчетом, представленным работодателем, взыскал в пользу истцов стимулирующие выплаты исходя из нормы работы при 36-часовой рабочей недели и продолжительности рабочей смены 16, 3 в пользу: Нужных А.В. - за 2 случая работы с инфицированными пациентами 18 556 рублей 07 копеек, Кузину В.И. - за один случай такой работы - 7 665 рублей 82 копейки.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе представитель Кузина В.И. Мотлохова Е.А. указывает на неправильное, по ее мнению, применение судом апелляционной инстанции пункта 3, подпункта "б" пункта 11, пункта 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства N 484, полагая, что комплектовать перепрофилированные отделения, оказывающие медицинскую помощь пациентам с COVID-19, необходимо таким образом, чтобы в их состав входили все необходимые специалисты, занятые на полную ставку с учетом специфики работы в таких отделениях. Поскольку такая возможность в КГБУЗ "ККБ N 2" и КГБУЗ "ГКБ N 10" отсутствовала, то истцы привлекались для оказания специализированной помощи на основании договоров и по поручению своего работодателя и не имели возможности отказаться от оказания такой медицинской помощи.
Данные доводы отклоняются как не имеющие юридического значения, поскольку не опровергают выводы суда апелляционной инстанции о том, что истцы не являются медицинскими работниками перепрофилированного стационара по лечению новой коронавирусной инфекции, в связи с чем имеют право лишь на выплаты за непосредственное оказание медицинской помощи лицам с COVID-19, то есть за особые условия труда и дополнительную нагрузку.
Доводы кассационной жалобы Мотлоховой Е.А. о том, что за проведение одной операции в условиях больницы КГБУЗ "ККБ N 2", перепрофилированной под COVID-19, истцу Кузину В.И. полагаются выплаты по постановлению Правительства РФ N 484 за выполнение особо важных работ, исходя из того, что его работа проходила в специальных условиях для лечения новой коронавирусной инфекции, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что оказание Кузиным В.И. медицинской помощи в условиях специально перепрофилированной медицинской организации на основании разового поручения не может лишать истца права на выплаты в полном объеме по постановлению Правительства РФ N 484 за выполнение особо важных работ, так как такие выплаты не зависят от количества отработанных смен (часов), несостоятельны.
Основанием для выплат за выполнение особо важных работ по постановлению Правительства РФ N 484 является работа медицинских работников, непосредственно участвующих в оказании медицинской помощи лицам с COVID-19, в специально перепрофилированных для этой цели стационарах, к числу которых КГБУЗ "ККБ N 1", где работают истцы, не относится.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 18 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кузина В.И. Мотлоховой Е.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.