Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Акматовой О.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Россети Сибирь" о признании недействующими приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/26, N 1/27, N 1/28, N 1/29
с апелляционными жалобами публичного акционерного общества "Россети Сибирь", Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи ФИО4, объяснения представителя публичного акционерного общества "Россети Сибирь" ФИО3, поддержавшей доводы своей апелляционной жалобы и возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, полагавшей решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия) от 8 октября 2021 года N 1/26 отменены со дня принятия приказы РСТ Республики Бурятия в части приложения к приказу, устанавливающему необходимую валовую выручку (далее - НВВ) ПАО "МРСК Сибирь" (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2020 год в размере 5 016 080, 61 тыс. руб.: от 26 декабря 2018 года N 1/50, от 26 декабря 2019 года N 1/34, от 28 февраля 2020 года N 1/5, от 25 декабря 2020 года N 1/22.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/27 определен размер НВВ электросетевой организации ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2020 год (без учета оплаты потерь) в размере 5 016 080, 61 тыс. руб. с распространением его действия на правоотношения, возникающие с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/28 отменены со дня принятия приказы РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2019 года N 1/35 и от 27 января 2020 года N 1/3 в части пункта 1 таблицы 1 приложения, устанавливающего НВВ ПАО "МРСК Сибирь" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета потерь, учтенную при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передачи электрической энергии в Республике Бурятия.
Приказом РСТ Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/29 установлен пункт 1 таблицы 1 приложения N 1 к приказу РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2019 года N 1/35 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", содержащий необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь", в соответствии с которым НВВ оставила 3 631 328, 36 (4 594 119, 74) тыс. руб. В соответствии с пунктом 2 приказа он распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 год.
Публичное акционерное общество "Россети Сибирь" (далее - ПАО "Россети Сибирь", Общество, ранее - ПАО "МРСК Сибири), филиалом которого является ПАО "Россети Сибирь" - "Бурятэнерго", обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими названных приказов с момента их принятия, возложении обязанности принять заменяющие акты. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что приказы были приняты в целях исполнения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года, которым были признаны недействующими с момента принятия приказы РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года N 1/50 (с последующими изменениями) и от 26 декабря 2019 года N 1/35 в части определения НВВ организации на 2020 год. Однако вновь принятыми нормативными правовыми актами НВВ была утверждена в том же размере, поскольку орган регулирования, включив в ее расчет выпадающие доходы по технологическому присоединению, одновременно исключил дополнительно выявленные экономически необоснованные расходы, что повлекло нарушение прав и законных интересов Общества на получение экономически обоснованной платы за услуги по передаче электрической энергии.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично, признаны недействующими со дня принятия приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/27 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2020 год"; приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 8 октября 2021 года N 1/29 "Об установлении пункта 1 таблицы 1 приложения N 1 к приказу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26.12.2019 N 1/35 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия", содержащего необходимую валовую выручку ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь". В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, ПАО "Россети Сибирь" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований, указывая на то, что у РСТ Республики Бурятия отсутствовали полномочия отменять нормативные правовые акты, которые признаны недействующими вступившим в законную силу судебным актом. В соответствии с содержанием протоколов заседания Коллегии от 8 октября 2021 года NN 1/27, 1/28, 1/29 и самих нормативных правовых актов основанием для их принятия являлось вступившее в законную силу решение Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года по делу N 3а-16/2021 и отмена нормативных правовых актов, ранее признанных недействующими судом, производилась для целей принятия замещающих актов. Факт того, что все оспариваемые по настоящему делу приказы от 8 октября 2021 года NN 1/26, 1/27, 1/28, 1/29 приняты в рамках одной процедуры исполнения судебного акта по делу N 3а-16/2021, административным ответчиком не оспаривался и отражен в решении суда. Вместе с тем, суд оценку нарушения прав и законных интересов административного истца произвел отдельно по приказам NN 1/26, 1/28 и отдельно по приказам NN 1/27, 1/29. ПАО "Россети Сибирь" не согласно с указанным подходом суда и считает, что оценка нарушенных прав истца должна производится, исходя из того достигнута или нет цель, указанная в качестве основания принятия указанных нормативных актов. Рассмотрение приказов NN 1/26, 1/28 как отдельных нормативных правовых актов противоречит обстоятельствам дела, поскольку они приняты как единый пакет документов с приказами NN 1/27, 1/29. Кроме того, апеллянт полагал, что отказ суда первой инстанции в возложении на орган регулирования обязанности принять заменяющие акты является нарушением процессуальных норм права.
В апелляционной жалобе Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, считая, что выводы суда основаны на формальном подходе, без исследования вопросов, связанных с исправлением ранее допущенных технических ошибок, и сводятся к тому, что административному ответчику следовало пересчитать НВВ только в той части, которая ранее являлась предметом судебной оценки, не нарушая ранее примененную методологию расчета. При этом судом первой инстанции не принято во внимание, что РСТ Республики Бурятия при принятии замещающего акта не нарушало методологию расчета, при которой объективно НВВ Общества не изменялась, а лишь устранены технические ошибки, чем обеспечен баланс интересов сторон.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых он просит решение суда оставить без изменения. ПАО "Россети Сибирь" также представлены возражения на апелляционную жалобу РСТ Республики Бурятия, в которой Общество просит оставить указанную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель административного истца ПАО "Россети Сибирь" ФИО3 доводы апелляционной жалобы Общества и возражений на апелляционную жалобу РСТ Республики Бурятия поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лица, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением процедуры их принятия, опубликования и введения в действие.
Из материалов дела следует, что приказом РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2018 года N 1/50 "Об определении размера необходимой валовой выручки электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго), оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Бурятия на 2019-2023 годы" (в редакции приказов РСТ Республики Бурятия от 26 декабря 2019 года N 1/34-1, от 28 февраля 2020 года N 1/5, от 25 декабря 2020 года N 1/22) был определен НВВ данной организации на 2020 года в размере 5 016 080, 61 тыс. руб.
Приказом Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 26 декабря 2019 года N 1/35 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Бурятия" (в редакции приказа от 27 января 2020 года N 1/3) в пункте 1 таблицы 1 приложения 1 был установлен НВВ ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без ФСК (с ФСК) без учета оплаты потерь, учтенный при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Бурятия в размере 3 631 328, 36 тыс. руб. (4 594 119, 74 тыс. руб.).
Вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ названные приказы признаны недействующими с момента принятия в части размера необходимой валовой выручки ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) (без учета оплаты потерь) на 2020 года; на РСТ Республики Бурятия возложена обязанность принять заменяющие нормативно-правовые акты.
Согласно мотивировочной части решения Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ, признавая приказы РСТ Республики Бурятия недействующими, суд установил, что регулятором необоснованно в целях сглаживания было произведено распределение плановых выпадающих доходов сетевой организации по технологическому присоединению на 2020 год в размере 112 710, 98 тыс. руб.
При этом суд указал, что затраты сетевой организации, не покрываемые за счет платы за технологическое присоединение к электрическим сетям (выпадающие доходы), подлежат компенсации через тариф на услуги по передаче электроэнергии как выпадающие доходы и подлежали учету при расчете (корректировке) НВВ сетевой организации и установлении тарифа на передачу электрической энергии на 2020 год в полном объеме.
Оспариваемые административным истцом по настоящему делу приказы РСТ Республики Бурятия приняты во исполнение указанного решения суда на заседании коллегии РСТ Республики Бурятия по результатам экспертизы материалов ранее сформированного тарифного дела.
Как следует из протоколов заседания коллегии РСТ Республики Бурятия от 8 октября 2021 года NN 1/27, 1/28, 1/29 и экспертного заключения, помимо пересчета НВВ в части выпадающих доходов сетевой организации по технологическому присоединению в размере 112 710, 98 тыс. руб. в соответствии с решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, орган регулирования дополнительно исключил как экономически необоснованные расходы в размере 193 286, 12 тыс. руб, выявленные в результате анализа предыдущих периодов регулирования, являющиеся, как указал тарифный орган, технической ошибкой, допущенной при анализе расходов на оплату услуг по передаче электроэнергии ПАО "ФСК ЕЭС" стоимости нагрузочных потерь за период с января по июнь 2017 года (64 201, 55 тыс. руб.), а также при расчете величины корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности за 2017 год в связи с неисключением из затрат ФСК стоимость нагрузочных потерь и затрат на компенсацию потерь в сетях ТСО (129 084, 57 тыс. руб.).
В целях сглаживания изменения тарифов на 2020 год данные расходы были распределены следующим образом: (-) 112 710, 98 тыс. руб. исключены в 2020 году, оставшаяся сумма в размере (-)80 575, 14 тыс. руб. перенесена на последующие периоды регулирования.
С учетом изложенного НВВ электросетевой организации ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) в соответствии с приказом N 1/27 утверждена на 2020 год в размере 5 016 080, 61 тыс. руб, а приказом N1/29 величина НВВ ПАО "МРСК Сибири" (Бурятэнерго) без учета оплаты потерь, учтенная при расчете единых (котловых) тарифов на услуги по передачи электрической энергии составила 361 328, 36 (4 594 119, 74) тыс. руб, то есть в то же размере, установленном признанными судом недействующими приказами.
В силу положений части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства (часть 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" в случае признания судом недействующим нормативного правового акта об установлении регулируемой цены, подлежащей применению в расчетах неопределенного круга лиц с ресурсоснабжающими организациями за поставленный ресурс, с целью надлежащего урегулирования данных отношений соответствующий орган в силу его компетенции, закрепленной законом и иными правовыми актами, и в связи с принятием соответствующего решения суда обязан в установленный судом срок принять нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный судом недействующим (часть 2 статьи 178, часть 6 статьи 180, часть 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изложенные положения закона и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации свидетельствуют о том, что при принятии заменяющего нормативного правового акта во исполнение решения суда, вступившего в законную силу, органу регулирования надлежало пересчитать НВВ только в той части, которая по ранее принятому судом решению была признана судом рассчитанной с нарушением тарифного законодательства и по которой в мотивировочной части этого судебного акта имелись соответствующие указания на перерасчет, не нарушая ранее примененную методологию расчета, не инициируя по собственной инициативе процедуру перерасчета НВВ за счет ранее учтенных в предыдущих периодах регулирования расходов, экономическая обоснованность которых была судом проверена и подтверждена.
Таким образом, основания исключать при перерасчете НВВ на 2020 год иные дополнительно выявленные экономически необоснованные расходы регулирующей организации у РСТ Республики Бурятия отсутствовали.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что приказы от 8 октября 2021 года NN 1/27, 1/29 не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и правомерно удовлетворил заявленные административные исковые требования в части признания данных приказов недействующими с момента их принятия.
Доводы апелляционной жалобы РСТ Республики Бурятия в указанной части по существу сводятся к изложению правовой позиции, являвшейся предметом исследования судом первой инстанции, которой дана надлежащая оценка в обжалуемом решении, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ПАО "Россети Сибирь" положения части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не возлагают на суд, принявший решение о признании нормативного правового акта недействующим, обязанности в каждом случае решить вопрос о принятии иного нормативного правового акта, который бы заменял признанный недействующим. Из содержания данной нормы следует, что суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.
Кроме того, при наличии предусмотренных законом оснований тарифный орган в пределах своей компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства вправе самостоятельно принять меры к осуществлению нормативного правового регулирования соответствующего вопроса.
Суд также обоснованно не усмотрел оснований для признания недействующими приказов РСТ Республики Бурятия от 8 октября 2021 года NN 1/26, 1/28, поскольку названными приказами отменены признанные решением Верховного Суда Республики Бурятия от 30 марта 2021 года недействующими положения приказов РСТ Республики Бурятия в части установления НВВ ПАО "Россети Сибирь" (Бурятэнерго) на 2020 год.
Как верно указано судом со ссылкой на абзац 13 пункта Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, конкретный механизм принятия об установлении (изменении) регулируемых цен (тарифов) во исполнение вступившего в законную силу решения суда в целях приведения решений об установлении указанных цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации нормативно-правовыми актами в сфере тарифного регулирования в электроэнергетике отсутствует, следовательно, орган регулирования был вправе принять заменяющие акты, одновременно отменив признанные недействующими положения нормативных правовых актов.
Приказы от 8 октября 2021 года NN 1/26, 1/28 не содержат положений, оказывающих общерегулирующее воздействие на отношения, связанные с тарифами в сфере электроэнергетики, не вводят нового правового регулирования, не изменяют и не прекращают действия иных нормативных правовых актов, которые подлежат применению, не возлагают на административного истца какие-либо обязанности, направлены лишь на признание утратившими силу недействующих нормативных правовых актов.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом первой инстанции верно применены положения законодательства, регулирующие спорные правоотношения, установлены все юридически значимые обстоятельства, которым дана правильная юридическая оценка, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Россети Сибирь", Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Верховный Суд Республики Бурятия в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.