Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Бурлаковой Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N 3а-13/2021) по административному исковому заявлению Абрамовича А.Б. об оспаривании постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года N 140/815 "Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу", постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 августа 2021 года N 46/387-8 "О жалобе избирательного объединения "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года N 140/815", возложении обязанности зарегистрировать список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа, по апелляционной жалобе административного истца Абрамовича А.Б. на решение суда Чукотского автономного округа от 03 сентября 2021 года, заслушав доклад судьи Захарова Е.И, пояснения административного истца Абрамовича А.Б, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю,
УСТАНОВИЛА:
постановлением Думы Чукотского автономного округа от 16 июня 2021 года N 1398 назначены выборы депутатов Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
4 августа 2021 года в Избирательную комиссию Чукотского автономного округа от уполномоченного представителя политической партии "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" (далее - Избирательное объединение) Абрамовича А.Б. поступили документы для регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа, выдвинутого данной политической партией, в том числе подписные листы с 180 подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов, содержащихся в одной папке.
Избирательной комиссией Чукотского автономного округа 12 августа 2021 года N 140/815 вынесено постановление "Об отказе в регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу. Основанием для отказа явилось недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов, из 180 представленных подписей недостоверной признана 41 подпись, при необходимом количестве для регистрации списка кандидатов 164 подписи избирателей.
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 23 августа 2021 года вынесено постановление N 46/387-8 "О жалобе избирательного объединения "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года N140/815, которая оставлена без удовлетворения.
Абрамович А.Б. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанных постановлений. Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые постановления нарушают его конституционные и международно-публичные права на свободные парламентские выборы и законные интересы кандидата в депутаты, выдвинутого по партийному списку кандидатов, в регистрации которого было отказано. Считает, что предъявление политической партии больших требований для освобождения от сбора подписей на выборах законодательного органа субъекта РФ явно превышает конституционные и международно-правовые цели регулирования права граждан на свободные выборы. Не согласен с выводом о недостаточном количестве подписей, поскольку ни в отношении одной из представленных подписей нет заключения о признании их недостоверными. Содержащиеся в подписных листах сокращения слов и дат, не препятствуют однозначному восприятию этих сведений, не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной.
Решением Суда Чукотского автономного округа от 03 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Абрамовича А.Б. отказано.
Не согласившись с решением суда, административным истцом Абрамовичем А.Б. подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда и принять новое решение, которым обязать Избирательную комиссию Чукотского автономного округа зарегистрировать окружной список кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу. Ссылается на ненадлежащее извещение о времени судебного заседания. Считает, что судом нарушены нормы Конституции, международных договоров и внутригосударственных законов, указывая в обоснование жалобы те же доводы, которые были заявлены в административном исковом заявлении. Кроме того, указывает, что им не пропущен срок обращения в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.
Относительно доводов апелляционной жалобы Прокуратурой Чукотского автономного округа, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации представлены возражения, в которых просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года решение суда Чукотского автономного округа от 03 сентября 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного истца без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2022 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 сентября 2021 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение.
В суде апелляционной инстанции административный истец Абрамович А.Б, участвующий в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители административных ответчиков Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, Избирательной комиссии Чукотского автономного округа в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены правильного по существу решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Одним из оснований для отказа в удовлетворении административных исковых требований Абрамовича А.Б, по мнению суда первой инстанции, явился пропуск истцом срока для обращения в суд с указанным административным иском. Суд апелляционной инстанции согласился с данным выводом.
Верховный Суд Российской Федерации в кассационном определении от 20 апреля 2022 года указал об ошибочности вывода судов о пропуске срока обращения в суд с административным иском о защите избирательных прав, противоречии данного вывода требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, имеющим большую юридическую силу.
Рассматривая доводы административного истца незаконности отказа в регистрации Списка кандидатов судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 данного Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
Порядок проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа установлен Законом Чукотского автономного округа от 17 декабря 2015 года N 122-ОЗ "О порядке проведения выборов депутатов Думы Чукотского автономного округа" (далее - Закон Чукотского автономного округа о выборах).
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно части 13 статьи 31 Закона Чукотского автономного округа о выборах количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в соответствующую избирательную комиссию, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации кандидата, окружного списка кандидатов количество подписей, но не более чем на 10 процентов.
В соответствии с частью 3 Постановления Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 17 июня 2021 года N120/690 "О количестве подписей избирателей в поддержку выдвижения окружного списка кандидатов, необходимом для регистрации окружного списка кандидатов при проведении выборов депутатом Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва" общее количество подписей представляемых в Избирательную комиссию Чукотского автономного округа подписей избирателей для поддержки выдвижения окружного списка кандидатов должно составлять не менее 164 и не более 180 подписей избирателей.
Согласно пункту 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Законом Чукотского автономного округа о выборах предусмотрено, что проверке подлежат все подписи, представленные кандидатом, избирательным объединением для регистрации и соответствующие им сведения, содержащиеся в подписных листах. Внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, окружного списка кандидатов (часть 7 статьи 33).
Пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно подпунктам "в, г, е, ж, к" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются:
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
г) подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
к) подписи избирателей, участников референдума, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 Закона Чукотского автономного округа о выборах предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей по основаниям, установленным пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Как следует из материалов административного дела, для регистрации окружного списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" в Избирательную комиссию Чукотского автономного округа представлены подписные листы в количестве 1 папки на 41 листе, количество подписей в которой составляет 180.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов от 08 августа 2021 года рабочей группой проверено 180 подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, что составляет 100 процентов от числа представленных подписей.
Из ведомости проверки подписных листов, а также итогового протокола проверки подписных листов следует, что из 180 представленных подписей избирателей признаны недостоверными 41 подпись, недействительным - 0 подписей, количество достоверных (действительных подписей) составила 139.
17 августа 2021 года в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации поступила жалоба политической партии "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" на постановление Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 12 августа 2021 года N 140/815.
Оставляя жалобу без удовлетворения, ЦИК РФ установилаошибку при подсчете количества подписей, признанных недействительными, по коду 14 (неоговоренные исправления в сведениях об избирателе) - в соответствующей графе указано на три недействительной подписи вместо четырех. ЦИК РФ 9 подписей было исключено из числа недействительных, поскольку при формировании запроса в УМВД России по Чукотскому автономному округу были допущены ошибки в сведениях об избирателях. Достоверными признаны 147 подписей избирателей, что является недостаточным для регистрации окружного списка кандидатов.
Суд апелляционной инстанции, проверив все 41 подпись, признанные Избирательной комиссией Чукотского автономного округа недостоверными (недействительными), не может согласиться с выводами административного ответчика о признании подписей избирателей, содержащихся в подписном листе 9 строка 3, подписном листе 11 строка 2, подписном листе 19 строка 4, подписном листе 21 строка 1, подписном листе 23 строка 4, подписном листе 27 строка 5, подписном листе 29 строка 3, подписном листе 36 строка 4, подписном листе 37 строка 3 недостоверными (недействительными).
Из ведомости проверки подписных листов следует, что данные подписи признаны недостоверными (недействительными) в связи с тем, что не указан или указан неполный адрес места жительства избирателя, а также в связи с тем, что сведения об избирателе не соответствуют действительности.
Как следует из подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ признание подписи избирателей недействительной на том основании, что в подписном листе указаны сведения, не соответствующие действительности возможно только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно информации (в виде таблицы), направленной УМВД России по Чукотскому автономному округу председателю Избирательной комиссии Чукотского автономного округа отсутствуют полные сведения об избирателях, не указаны фамилия, имя, отчество избирателей достоверность сведений о которых должны были проверить сотрудники отдела по вопросам миграции УМВД России по Чукотскому округу.
При наличии данных обстоятельств оснований признавать данные подписи недостоверными (недействительными) у Избирательной комиссии не имелось.
Также судебная коллегия не может согласиться с выводами административного ответчика о признании подписи избирателя, находящейся в подписном листе 8 строка 1 недостоверной (недействительной).
В сведениях об избирателе отсутствуют какие-либо исправления, а имеющиеся неясность в графе "серия и номер паспорта" связана с особенностями почерка избирателя.
Оснований для признания подписи избирателя, находящейся в подписном листе 33 строка 2 недостоверной (недействительной) у Избирательной комиссии также не имелось. В соответствии с информацией, предоставленной УМВД России по Чукотскому автономному округу сведения об избирателе соответствуют действительности, адрес места жительства избирателя указан полностью.
Из подписи избирателя, находящейся в подписном листе 25 строка 1 следует, что избиратель временно зарегистрирована по адресу "адрес" по месту пребывания с ДД.ММ.ГГГГ. Постоянная регистрация по месту жительства - "адрес". Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что избиратель имеет право поддерживать выдвижения списка кандидатов избирательного объединения в Думу Чукотского автономного округа.
Оснований не согласиться с избирательной комиссией о признании других 29 подписей избирателей недействительными, судебная коллегия не находит.
Административный истец считает, что сокращение отчества избирателя, указание инициалов имени и отчество избирателя, не указание года рождения избирателя, неверное указание даты внесения подписи, не препятствует идентификации избирателей и проверке достоверности внесенных об избирателях сведений.
Однако с такой позицией судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пункту 1 статьи 19 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая.
Пунктом 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.
Вышеназванные нормы федерального законодательства четко определили требования к содержанию подписных листов, предусмотрев лишь возможность отсутствия перечисленных в законе реквизитов адреса места жительства, исключений в отношении других обязательных сведений об избирателе вышеуказанное законодательство не предусматривает. Таким образом, возможность каких-либо сокращений перечисленных обязательных сведений об избирателе, их не указание, которые должны содержаться в подписных листах, федеральным законодательством не предусмотрена.
Таким образом, действительными являются 151 подпись, что не достаточно для регистрации списка кандидатов в депутаты Думы Чукотского автономного округа седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ".
Указание в ведомости проверки подписей о признании 41 подписи недостоверными, вместо признания их недействительными на законность принятого Избирательной комиссии Чукотского автономного округа постановления не влияет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований выдвижение политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением или иным структурным подразделением предусмотрено уставом политической партии) (далее в настоящей статье - выдвижение политической партией) кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов считается поддержанным избирателями и не требует сбора подписей избирателей в случае, если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, по результатам последних выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов или получил не менее 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Случаи, когда не требует сбора подписей избирателей на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотрены также в пунктах 4 и 5 названного Федерального закона.
Как следует из положений пунктов 9 и 10 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ список политических партий, на которые распространяется действие пункта 3 названной статьи, составляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, а на которые распространяется действие пунктов 4 - 5 статьи 35.1 этой же статьи - избирательной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации.
Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 19 октября 2016 года N 60/553-7 утвержден Список политических партий, на которые распространяется действие пункта 3 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ. К числу данных политических партий отнесены: Всероссийская политическая партия "ЕДИНАЯ РОССИЯ"; Политическая партия "КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"; Политическая партия ЛДПР - Либерально-демократическая партия России; Политическая партия СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ.
Постановлением Избирательной комиссии Чукотского автономного округа от 24 октября 2016 года установлено, что на территории Чукотского автономного округа политических партий, на которые распространяется действие пунктов 4, 5 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ и выдвижение которыми кандидатов, списков кандидатов на выборах депутатов Думы Чукотского автономного округа считается поддержанными избирателями и не требует сбора подписей избирателей, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что обстоятельства, указанные в апелляционной жалобе основаниями для освобождения "Политической партии КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ" от сбора подписей при выдвижении списка кандидатов на выборах депутатов Думы Чукотского автономного округа не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административный истец был надлежащим образом извещен судом первой инстанции о времени и месте проведения судебного заседания.
Факт надлежащего извещения Абрамовича А.Б. о судебном заседании, назначенном на 03 сентября 2021 года на 14 часов 30 минут в помещении суда Чукотского автономного округа подтверждается направлением на электронную почту Абрамовича А.Б, указанную им в административном исковом заявлении, сопроводительного письма и копии определения от 31 августа 2021 года, содержащего сведения о времени и месте проведения судебного заседания.
Учитывая, что в материалах дела имеется информация, предоставленная УМВД России по Чукотскому автономному округу в адрес Избирательной комиссии Чукотского автономного округа, оснований для истребования в МВД сведений, а также вызове эксперта МВД, имеющего доступ к базе паспортных данных, судебная коллегия не усматривает.
Из кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации следует, что предметом проверки является решение Избирательной комиссии Чукотского автономного округа об отказе в регистрации Списка кандидатов.
Суд апелляционной инстанции, с учетом указанной выше позиции вышестоящего суда, не находит оснований для истребования в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации данных о 33 избирателях, подписи которых, по мнению ЦИК РФ, являются достоверными (действительными).
Учитывая, что в деле имеется достаточно материалов, позволяющих вынести обоснованное решение, судебная коллегия необходимости для вызова свидетелей, также не усматривает.
В соответствии со статьей 101 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации федерального конституционного закона, федерального закона, нормативного акта Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституции республики, устава, а также закона либо иного нормативного акта субъекта Российской Федерации, изданного по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежащих применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности соответствующего нормативного акта.
В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом суда в случае возникновения у него сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
В данном случае предусмотренных названными нормами оснований для обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не влекут отмену обжалуемого решения по настоящему делу, при рассмотрении которого судом первой инстанции не допущено нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Чукотского автономного округа от 03 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Абрамовича А.Б. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через суд Чукотского автономного округа.
Председательствующий
Судьи
мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.