Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Жудова Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Червова Андрея Юрьевича на решение Ярцевского городского суда Смоленской области суда от 14 сентября 2021 года (дело N 2а-928/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18 сентября 2021 года (дело N 33а-3385/2021) по административному делу по административному исковому заявлению Червова Андрея Юрьевича к Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области о защите избирательных прав.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Юдиной М.В, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Территориальной избирательной комиссии Муниципального образования " "адрес"" "адрес" (далее по тексту - избирательная комиссия, административный ответчик) от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения "адрес" четвертого созыва по пятимандатному избирательному округу N.
Считая указанное постановление незаконным, нарушающим избирательные права, ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании постановления незаконным и возложении обязанности на избирательную комиссию принять подписные листы и протокол сбора подписей, после чего рассмотреть вопрос о его регистрации в качестве кандидата.
Требования мотивированы тем, он является кандидатом в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения, выдвинутым в порядке самовыдвижения по пятимандатному избирательному округу N.
Постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты по причине не предоставления документов раньше, чем истек срок их подачи.
Решением Ярцевского городского суда в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение отменено, обжалуемое постановление признано незаконным, на избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата в депутаты.
Оспариваемым постановлением ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты, на том основании, что все подписные листы признаны недействительными. ФИО1 полагал, что ранее поданные подписные листы не могли быть предметом рассмотрения избирательной комиссии, поскольку они получены с нарушением порядка приёма документов.
Решением Ярцевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного иска, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права, несоответствием выводов судов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам дела.
Определением судьи ФИО2 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В суд кассационной инстанции от ФИО1 поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно статье 32 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления "адрес", является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 67-ФЗ) и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-з "О выборах органов местного самоуправления в "адрес"" (далее по тексту - "адрес" N).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2. 3. 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
"адрес" N-з предусмотрено, что количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0.5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей (пункт 3 статьи 16).
В соответствии с пп. "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные положения закреплены в подпункте "ж" пункта 9 статьи "адрес" N-з.
В силу пункта 3 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей. референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону (пункт 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ).
"адрес" N-з предусмотрено, что проверке подлежат все представленные подписи (пункт 5 статьи 17).
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Согласно пункту 6.4 названной нормы, пункту 10.1 статьи "адрес" N-з недействительными признаются:
подписи избирателей, собранные вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов (пп. "а");
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (пп. "б");
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности, только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 поименованной статьи (пп. "в");
подписи избирателей, без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с этим федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения подписи в подписной лист (пп. "г");
подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 указанной статьи (пп. "е");все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (пп. "з");
подписи избирателей, собранные с нарушением требований, предусмотренных пунктом 6 статьи 37 этого же закона (пп. "к");
подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта (пп. "л");
подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом (пп. "н");
все подписи избирателей в подписном листе, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (пп. "о").
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Совета депутатов Ярцевского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N на ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Совета депутатов Ярцевского городского поселения "адрес" четвертого созыва (далее по тексту - выборы депутатов Совета депутатов Ярцевского городского поселения).
Постановлением Избирательной комиссии "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, полномочия избирательной комиссии муниципального образования Ярцевское городское поселение возложены на Территориальную избирательную комиссию муниципального образования " "адрес"" "адрес". Председателем территориальной избирательной комиссии назначена ФИО5
Разделом 4 Постановления территориальной избирательной комиссии муниципального образования " "адрес"" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что кандидат в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения четвертого созыва до 20.00 часов ДД.ММ.ГГГГ должен лично представить в территориальную избирательную комиссию: письменное уведомление об открытии специального избирательного счета; подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата; протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе.
Постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N определено минимальное количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения, выдвинутого по пятимандатному избирательному округу N, - 10 подписей и их максимальное количество - 14 подписей.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в избирательную комиссию письменное уведомление о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидата в депутаты, заявление о согласии баллотироваться по пятимандатному избирательному округу, обязательство, в случае его избрания депутатом, прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также копию паспорта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 представил в избирательную комиссию письменное уведомление об открытии специального избирательного счёта.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 дополнительно представил в избирательную комиссию изменения в сведениях о кандидате, а также в подписной лист на 2-х листах с 15 подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
Постановлением избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в регистрации его в качестве кандидата в депутаты в связи с непредоставлением полного перечня документов, необходимого для регистрации кандидата.
Решением Ярцевского городского суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного иска ФИО1 об оспаривании постановления избирательной комиссии отказано.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение отменено, по делу принято новое решение, которым на избирательную комиссию возложена обязанность рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения, с учетом представленных им уведомления и документов, включая подписные листы с подписями избирателей и протокол об итогах сбора подписей избирателей.
По результатам проверки подписных листов, представленных административным истцом в избирательную комиссию, ДД.ММ.ГГГГ принято оспариваемое постановление N об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов Ярцевского городского поселения по пятимандатному избирательному округу N.
Основанием для отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что все подписи избирателей в подписных листах признаны недействительными, общее количество достоверных подписей избирателей составляет 0, что является недостаточным для регистрации кандидата.
Так, избирательной комиссией признаны недействительными (недостоверными) подписи в подписных листах по следующим основаниям:
6 подписей в соответствии с пп. "б" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пп. "б" пункта 10.1 статьи "адрес" N-з (подписи сделаны лицами, не обладающими активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе);
1 подпись в соответствии с пп. "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пп. "в" пункта 10.1 статьи "адрес" N-з (подпись сделана избирателем, указавшим в подписном листе сведения, не соответствующие действительности - на основании справки МО МВД России "Ярцевский");
1 подпись в соответствии с пп. "г" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пп. "г" пункта 10.1 статьи "адрес" N-з (избирателем не указаны необходимые в соответствии с законом сведения);
15 подписей в соответствии с пп. "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ и пп. "и" пункта 10.1 статьи "адрес" N-з (подписи сделаны избирателями в подписном листе, форма которого не соответствует приложению N к Федеральному закону N 67-ФЗ).
Перечень оснований для отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (в редакции, действовавшей на день принятия оспариваемого постановления решений), в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе, д) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д").
Отказывая в удовлетворении административного иска, исследовав подлинные подписные листы, представленные для регистрации кандидата в депутаты ФИО1, протокол заседания рабочей группы, ведомости и итоговый протокол проверки подписных листов, таблицы проверки сведений, содержащихся в подписных листах и другие документы, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что общее число достоверных подписей избирателей, представленных в поддержку кандидата ФИО1, составило 0, что недостаточно для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в связи с чем, оснований для признания незаконным оспариваемого постановления избирательной комиссии не имелось.
С выводами суда правомерно согласился суд апелляционной инстанции.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов обеих инстанций верными, основанными на правильном применении норм материального права, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о том, что после апелляционного определения суда апелляционной инстанции избирательная комиссия незаконно отказа в принятии и проверке подписных листов, в связи с чем, у избирательной комиссии отсутствовали основания для признания подписей избирателей недостоверными, являются несостоятельными, основанными на неверном применении и толковании норм материального права. Судами сделан обоснованный вывод о соблюдении избирательной комиссией требований действующего законодательства. Оснований не согласиться с данным выводом не имеется.
Несогласие Червова А.Ю. с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судами норм права.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ярцевского городского суда Смоленской области суда от 14 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Смоленского областного суда от 18 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Червова А.Ю. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.