Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Рахманкиной Е.П, судей Войты И.В, Шеломановой Л.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области на решение Вохомского районного суда Костромской области от 29 июля 2021 года (дело N 2а-148/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 22 ноября 2021 года (дело N 33а-2507/2021) по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Вохомского района Костромской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту лесного хозяйства Костромской области, Областному государственному казенному учреждению "Вохомское лесничество" о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку на землях лесного фонда.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Половниковой А.А, полагавшей необходимым в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес", действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту лесного хозяйства "адрес" (далее по тексту - Департамент, административный ответчик) и Областному государственному казенному учреждению "Вохомское лесничество" (далее по тексту - ОГКУ "Вохомское лесничество", Лесничество, административный ответчик) о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку отходов, расположенную на земельном участке с кадастровым номером N в границах 39 квартала 101 выдела 1-го Семеновского участкового лесничества.
Требования мотивированы тем, что на землях государственного лесного фонда выявлено наличие несанкционированной свалки приблизительно в 1.5 км. от поселка Воробьевица Вохомского муниципального района по левой стороне автомобильной дороги, ведущей из поселка Вохма в "адрес" муниципального района. Данная свалка представляет собой место для складирования отходов различных категорий, в том числе твердых бытовых отходов и занимает территорию около 1.5 га. В целях устранения выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ в адрес директора ОГКУ "Вохомское лесничество" внесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к ликвидации свалки не принято. Непринятие мер к ликвидации свалки негативно влияет на состояние окружающей среды, нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц, проживающих и пребывающих на территории муниципального образования, на благоприятную окружающую среду.
Решением Вохомского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения апелляционная жалоба Департамент лесного хозяйства "адрес" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе представитель Департамента лесного хозяйства "адрес" ФИО4 ставит вопрос об отмене судебных актов и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления прокурора, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, нарушение норм процессуального права.
Определением судьи ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы приведенных выше оснований к отмене судебных актов не имеется.
В соответствии со статьями 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Федеральный закон N 7-ФЗ) предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды, что напрямую следует из содержания статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (часть 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
Статьёй 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы использование участка в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, а также осуществление мероприятий по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов. В частности, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Названные мероприятия составляют суть охраны окружающей среды согласно статьям 1, 4 Федерального закона N 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 55 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
При регулировании лесных отношений федеральным законодателем в статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации установлен перечень отдельных федеральных полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передается органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой "адрес" проведено обследование территории, с выездом на место, в ходе которого установлено, что в границах Вохомского муниципального района "адрес", в квартале 39 выдела 101 1-го Семеновского участкового лесничества, на земельном участке с кадастровым номером N несанкционированно размещены отходы различных категорий, в том числе, твердые бытовые отходы. Территория, занимаемая несанкционированной свалкой, составляет около 1, 5 га.
Согласно сведениям МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях указанный земельный участок относится к землям лесного фонда, за третьими лицами не закреплен.
В соответствии с постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О департаменте лесного хозяйства "адрес"" исполнительным органом государственной власти "адрес" в области лесных отношений является Департамент лесного хозяйства "адрес".
Названным постановлением утверждено Положение о Департаменте, которым к полномочиям Департамента отнесено осуществление на землях лесного фонда в границах территории "адрес" охраны лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения (пункт 11).
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, установив, что несанкционированное складирование отходов расположено на земельном участке, относящемся к землям государственного лесного фонда, кому-либо в законное владение и пользование не передан, пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на Департамент лесного хозяйства "адрес" как на орган исполнительной власти, которому Российской Федерацией переданы полномочия в области лесных отношений, и ОГКУ "Вохомское лесничество", предметом деятельности которого является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг в целях обеспечения реализации полномочий учредителя (Департамента лесных отношений "адрес") в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Суд кассационной инстанции находит выводы судов верными, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, либо опровергали бы изложенные обжалуемых судебных актах выводы.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у Департамента обязанности по ликвидации свалки по существу повторяют правовую позицию кассатора, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, этим доводам дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Также вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вохомского районного суда Костромской области от 29 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 22 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.