Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2179
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС РФ по городу Петропавловску-Камчатскому на решение от 26.04.2005 по делу N А24-766/05-14 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению Индивидуального предпринимателя П.И. к Инспекции ФНС РФ по городу Петропавловску-Камчатскому о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Резолютивная часть постановления от 27 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2005 года.
Индивидуальный предприниматель П.И. обратился в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением об оспаривании протокола об административном правонарушении от 09.02.2005 N 006205, а также о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС РФ по г. Петропавловску-Камчатскому от 16.02.2005 N 006205 о привлечении к административной ответственности по основаниям, предусмотренным ст. 14.5 Кодекса РФ об административном правонарушениях.
Решением от 26.04.2005 постановление Инспекции ФНС РФ по городу Петропавловску-Камчатскому от 16.02.2005 N 006205 было признано незаконным и отменено.
В части, касающейся признания недействительным протокола об административном правонарушении 09.02.2005 N 006205, производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью спора в этой части арбитражному суду.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган предлагает решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований предпринимателю П.И. отказать.
Заявитель жалобы считает, что факт неприменения контрольно-кассовой машины в магазине "Диамант", принадлежащем индивидуальному предпринимателю П.И. и расположенном по адресу: город Петропавловск-Камчатский, ул. Вулканная, 21а, установлен в процессе проверки и отражен в акте N 006205 от 14.01.2005.
Предприниматель П.И. отзыв на жалобу не представил, в заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ) установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В статье 14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без контрольно-кассовых машин установлена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Как видно из материалов дела, 14.01.2005 Инспекция МНС РФ по г. Петропавловску-Камчатскому провела проверку соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в принадлежащем предпринимателю П.И. магазине "Диамант".
Посредством визуального наблюдения госналогинспекторы установили факт неприменения продавцом ККТ при продаже товаров бытовой химии на общую сумму 60,50 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте N 006205 от 14.01.2005. От дачи объяснений продавец Логинова Г.И. отказалась.
По факту правонарушения составлен протокол об административном правонарушении от 09.02.2005 N 006205, в котором в графе "объяснения правонарушителя" предприниматель указал о несогласии с содержанием протокола.
Постановлением налогового органа от 16.02.2005 N 006205 индивидуальный предприниматель П.И. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4000 руб.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе основного вопроса, подлежащего выяснению и доказыванию, является вопрос о наличии события административного правонарушения.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший решение о привлечении к административной ответственности.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых органы, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие пояснения продавца Логиновой Г.И. и предпринимателя П.И. о том, что сумма 60,50 руб. была оприходована через контрольно-кассовую машину. Более того, пояснения продавца и предпринимателя подтверждаются контрольно-кассовой лентой, из которой следует, что 14.01.2005 в 14 час. 24 мин. продавцом пробита сумма 60,50 руб.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в протоколе об административном правонарушении должны содержаться фактические сведения о событии правонарушения. Однако, в протоколе от 09.02.2005 сведения о способе обнаружения административного правонарушения не отражены, тогда как соответствующая информация подлежит обязательному доказыванию.
Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части.
С учетом перечисленных обстоятельств суд сделал правильный вывод о том, что налоговый орган не доказал наличия в действиях предпринимателя П.И. административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.04.2005 по делу N А24-766/05-14 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежащего выяснению вопрос о наличии события административного правонарушения.
В магазине предпринимателя установлен факт неприменения ККМ, что послужило основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по ст.14.5 КоАП РФ.
Посчитав данное решение незаконным, предприниматель обжаловал его в арбитражный суд. Суд первой инстанции удовлетворил требования предпринимателя.
Рассматривая дело по кассационной жалобе налогового органа, федеральный арбитражный суд исходил из того, что согласно ст.14.5 КоАП РФ за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без контрольно-кассовых машин установлена ответственность в виде наложения административного штрафа.
В силу положений ст.ст.26.1, 26.2 КоАП РФ, а также ч.4 ст.210 АПК РФ событие административного правонарушения подлежит доказыванию со стороны административного органа, принявшего решение о привлечении к административной ответственности, на основании фактических данных.
В данном случае в нарушение ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении отсутствовали сведения о способе обнаружения административного правонарушения, тогда как соответствующий факт подлежит обязательному доказыванию.
С учетом перечисленных обстоятельств суд сделал вывод о том, что налоговый орган не доказал наличия в действиях предпринимателя административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.
На основании изложенного федеральный арбитражный суд отклонил кассационную жалобу налогового органа и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2179
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании