Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 3 августа 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2161
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области на решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению ОАО "О" к Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения.
Резолютивная часть постановления от 27 июля 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2005 года.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось открытое акционерное общество "О" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Магаданской области от 10.12.2004 N 12/89, которым было отменено ранее вынесенное решение Инспекции МНС России N 2 по г. Магадану от 23.10.2001 N 14, предоставившее предприятию право на реструктуризацию задолженности по налогам, пеням и штрафам, в том числе по налогу на доходы физических лиц.
Решением от 28.03.2005 N А37-218/05-5 требование ОАО "О" удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС России N 1 по Магаданской области предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить, и принять новое решение об отказе ОАО "О" в удовлетворении заявленного требования.
В обоснование жалобы налоговый орган сослался на следующие обстоятельства.
Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Следовательно, изменение срока уплаты налога на доходы физических лиц на более поздний срок, осуществляемое в соответствии с главой 9 НК РФ, в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита производится только физическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, в случае их обращения в органы, уполномоченные принимать решение об изменении срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной главой.
Вместе с тем обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога в соответствующий бюджет возложена согласно ст. 226 НК РФ на налоговых агентов.
Поскольку юридические лица - налоговые агенты не являются плательщиками налога на доходы физических лиц, а на них лишь возложена обязанность по удержанию и перечислению данного налога в бюджет, то, по мнению налогового органа, порядок предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита по налогу на доходы физических лиц на налоговых агентов не распространяется.
В отзыве на жалобу ОАО "О" доводы заявителя жалобы отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда кассационной инстанции стороны не участвовали.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 22.10.2001 ОАО "О" обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении права на реструктуризацию задолженности по начисленным пеням и штрафам в общей сумме 7026000 руб., в том числе 1126000 руб. задолженность и штрафы по налогу на доходы физических лиц. Указанная задолженность возникла в связи с неперечислением налоговым агентом ОАО "О" суммы налога, удержанного у налогоплательщиков - работников организации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" и Правилам по применению в 2001 году Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности, утвержденным приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, Порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности не распространяется на задолженность организации по налогу на реализацию ГСМ, по налогу на пользователей автомобильных дорог, а также пени и штрафы за несвоевременную уплату данных налогов.
Запрет на реструктуризацию кредиторской задолженности юридических лиц по налогу на доходы физических лиц указанный Порядок не содержит.
Довод заявителя жалобы о том, что задолженность по налогу на доходы является в данном случае задолженностью не налогового агента, а физических лиц, является несостоятельным.
Согласно положению п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность налогоплательщика - физического лица по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Следовательно, недоимка по налогу, удержанному у физических лиц, но неперечисленному в бюджет, является задолженностью налогового агента-организации и подлежит реструктуризации на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 28.03.2005 по делу N А37-218/5-5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2161
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании