Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 26 июля 2005 г. N Ф03-А37/05-1/2008
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации МО "Омсукчанский район" на решение от 28.02.2005 по делу N А37-4140/04 Арбитражного суда Магаданской области, по иску ФГУ ДЭП N 250 к администрации МО "Омсукчанский район" о признании незаконными действиями.
Резолютивная часть постановления объявлена 19.07.2005. Полный текст постановления изготовлен 26.07.2005.
Федеральное государственное унитарное дорожно-эксплутационное предприятие N 250 (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконными действий администрации "Омсукчанский район" Муниципального образования (далее - администрация), выразившихся в неприятии мер по оформлению отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и об обязании администрацию оформить отказ от земельных участков.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Магаданской области (далее - Комитет) и Государственное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог по Магаданской области Министерства транспорта РФ" (далее - Упрдор "Магадан").
Решением от 28.02.2005 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с вышеназванным решением, администрация в кассационной жалобе просит его отменить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель кассационной жалобы указал на то, что во исполнение постановления губернатора Магаданской области от 25.12.2003 N 873-р Комитетом приняты в казну области только дороги, судьба земельных участков под ними не была решена.
Ссылается на то, что в случае изъятия земельных участков из пользования предприятия, администрация вынуждена будет перевести их из категории земель промышленности в категорию земель запаса, а также на то, что от предприятия не поступило предложения в какой вид пользования передать им земельные участки.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, для его отмены.
Как следует из материалов дела, на основании постановления главы администрации Омсукчанского района от 16.09.1994 Омсукчанскому дорожному ремонтно-строительному управлению (правопредшественник предприятия) выдан акт на право бессрочного (постоянного) пользования землей под автодороги: Омсукчан-Дукат - 107,0 га; Омсукчан-Меренга - 85,1 га; Герба-Омсукчан - 313,1 га.
Распоряжением губернатора Магаданской области от 25.12.2003 N 873-р "О приеме территориальных автомобильных дорог общего пользования в состав казны Магаданской области", указанные дороги переданы в казну Магаданской области, как имущество, являющееся государственной собственностью.
На основании акта приема-передачи от 12.02.2004 вышеназванные дороги включены в реестр государственного имущества Магаданской области.
В связи с указанными обстоятельствами, предприятие неоднократно обращалось к администрации с просьбой оформить отказ от земельных участков, однако администрацией отказ предприятия принят не был, что послужило основанием обращения последнего с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства также относится принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Распоряжением губернатора Магаданской области от 25.12.2003 N 873-р судьба земельных участков под автодорогами разрешена не была.
Из Устава предприятия видно, что оно основано на праве хозяйственного ведения.
В п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ перечислен субъектный состав юридических лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в этот состав не включены.
В соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права или по решению суда.
Таким образом, предприятие обратившись в администрацию, реализовала свое право на отказ от земельных участков.
Применив вышеприведенные нормы права, суд пришел правильному выводу об обоснованности требований заявителя.
Также судом обоснованно указано на то обстоятельство, что договор между предприятием и Комитетом о безвозмездном пользовании имуществом не был подписан, а бюджетом территориального дорожного фонда на 2004 год не предусмотрено ассигнований на расходы по арендной плате и земельному налогу.
Кассационная инстанция отклоняет доводы, приведенные в кассационной жалобе, как не имеющие правового значения для правильного разрешения судом заявления предприятия.
При изложенных обстоятельствах судом правильно применены нормы материального права не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 28.02.2005 по делу N А37-4140/04 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства также относится принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
...
В п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ перечислен субъектный состав юридических лиц, которым земельные участки могут быть предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование. Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, в этот состав не включены.
В соответствии со ст. 45 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права или по решению суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 июля 2005 г. N Ф03-А37/05-1/2008
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании