Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2725
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 02.06.2005 по делу N А04-9683/04-15/434 Арбитражного суда Амурской области, по иску Федерального государственного унитарного предприятия "Свободненский вагоноремонтный завод" МПС России к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ, 3-и лица: Финансовое управление администрации г. Свободного, Управление федерального казначейства по Амурской области, Управление социальной защиты населения г. Свободного, о взыскании 486409 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2005 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Свободненский вагоноремонтный завод" МПС России обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ о взыскании 486409 руб., составляющих убытки от предоставления льгот гражданам по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, суд привлек Финансовое управление администрации г. Свободного, Управление федерального казначейства по Амурской области, Управление социальной защиты населения г. Свободного.
Решением суда от 02.06.2005 иск удовлетворен в полном объеме за счет казны РФ в лице Минфина РФ со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В части исковых требований к Финансовому департаменту администрации Амурской области производство по делу прекращено, в связи с отказом истца от иска.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ, в которой министерство просит отменить решение суда.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам.
Указывает на то, что финансирование расходов на реализацию мер социальной защиты ветеранов в части, отнесенной законом к полномочиям субъекта РФ, должно осуществляться самим субъектом из источников, формируемых за счет собственных средств.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как усматривается из материалов дела, ФГУП "СВРЗ" в течение 2003 года предоставляло льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% отдельной категории граждан (ветераны) в соответствии с ФЗ "О ветеранах", в результате чего предприятием недополучены доходы в сумме 486409 руб.
Ввиду невозмещения истцу данных расходов предъявлен настоящий иск.
Статьей 10 ФЗ "О ветеранах" в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам, назван бюджет субъекта РФ, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 предусмотрено, что на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ передаются в виде субвенций и субсидий.
Судом установлено, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2003 год" не утверждены расходные статьи, предусматривающие целевое выделение денежных средств в бюджет субъектов РФ на реализацию льгот по ФЗ "О ветеранах".
Не были предусмотрены денежные средства на реализацию ФЗ РФ "О ветеранах" и в расходной части бюджета Амурской области на 2003 год, в связи с чем указанные денежные средства в бюджет г. Свободный не передавались.
Доводы Министерства финансов РФ о том, что финансирование расходов на реализацию льгот по социальной защите ветеранов в части, отнесенной Законом к полномочиям субъекта Федерации, должно осуществляться самим субъектом из источников формируемых за счет собственных средств, не соответствует статьям 84, 130 БК РФ о целевом направлении средств федерального бюджета в бюджет нижестоящих уровней на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления ветеранам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, суд обоснованно удовлетворил требования истца о взыскании 486409 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Решение суда соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительные расходы без предоставления источников финансирования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 02.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-9683/04-15/434 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2725
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании