Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 22 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-2/2453
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Х" - Михонин М.В., ведущий юрисконсульт по доверенности от 17.01.2005 N 7/14; рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре на решение от 06.04.2005 по делу N А73-12697/2004-50 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Х" о признании незаконными действий и о запрете предъявлять требования об уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 22 августа 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Х" (далее - Общество; ОАО "Х") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре (далее - Инспекция), выразившихся в предъявлении требования N 18036 об уплате налога по состоянию на 23.07.2004 в части пени в сумме 566814,28 руб. по плате за негативное воздействие на окружающую среду и требования N 17110 об уплате налога по состоянию на 21.07.2004 в части уплаты 4165581,93 руб. платы за негативное воздействие на окружающую среду и пени в сумме 335549,56 руб., а также о запрете Инспекции предъявлять требования об уплате 4165581,93 руб. и 892363,84 руб.
Решением суда от 06.04.2005 требования Общества удовлетворены частично, оспариваемые действия Инспекции, как несоответствующие статье 75 НК РФ, признаны незаконными, в остальной части заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части признания незаконными действий по выставлению требований NN 18036 и 17110, Инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и в удовлетворении требований ОАО "Х" отказать. По мнению налогового органа, выводы суда в обжалуемом решении не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, так как суд не принял во внимание имеющееся в материалах дела постановление апелляционной инстанции по другому делу N АИ-1/996/04-42 между теми же лицами. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие предмета спора, поскольку названные выше требования письмом от 10.11.2004 отозваны без исполнения.
Инспекция извещена о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако участия в судебном заседании кассационной инстанции не принимала.
ОАО "Х" в отзыве и его представитель в суде кассационной инстанции против отмены решения суда возражают, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела, Инспекцией выставлено ОАО "Х" требование N 18036 от 23.07.2004 об уплате налога, согласно которому предлагалось перечислить в срок до 08.08.2004 пени за просрочку платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 566814,28 руб., и требование N 17110 от 21.07.2004, в котором предлагалось уплатить в срок до 06.08.2004 недоплату по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 4165581,93 руб. и 335549,56 руб. пеней.
Проверяя правомерность действий налогового органа, суд исходил из того, что плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия на окружающую среду, является в соответствии с Законом РСФСР от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" одним из видов платежей за пользование природными ресурсами, которые не относятся к налогам, поскольку, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.12.2002 N 284-0, эти платежи носят индивидуально-возмездный и компенсационный характер, в связи с чем начисление пеней в порядке статьи 75 НК РФ необоснованно.
Выводы суда в данной части не оспариваются налоговым органом.
Инспекция, не возражая против утверждения суда о повторном включении в требование суммы 2932967 руб., составляющей плату за негативное воздействие на окружающую среду, ссылается на ошибочное исключение из суммы задолженности, отраженной в требовании N 17110, суммы 1321756,40 руб.
Суд, отклоняя доводы налогового органа в данной части, исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, установил, что указанная сумма задолженности образовалась в результате неотражения Инспекцией в лицевом счете Общества зачета, проведенного судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного по делу N А73-4080/2001-21 о взыскании с ОАО "Х" в пользу Администрации Хабаровского края платы за загрязнение окружающей среды в сумме 1321756,40 руб., в рамках исполнительного производства N 3005/01 от 27.11.2001. При этом суд исходил из того, что правомерность действий судебного пристава-исполнителя подтверждена постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.05.2003.
Ссылки Инспекции на постановление апелляционной инстанции от 09.04.2004 N АИ-1/996/04-42 не могут быть приняты во внимание кассационной инстанцией, так как данное постановление отменено постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.12.2004 N Ф03-А73/04-2/3577 и дело направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела, судом апелляционной инстанции (постановление от 14.03.2005 N АИ-1/133/05-43) также подтвержден факт проведения приставом-исполнителем зачета взаимных требований между ОАО "Х" и Администрацией Хабаровского края и прекращения исполнительного производства ввиду погашения задолженности первого по плате за негативное воздействие на окружающую среду в упомянутой выше сумме.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал на незаконное включение Инспекцией суммы 1321756,40 руб. в требование N 17110.
Таким образом, судом правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены принятого им решения не имеется.
Остальные доводы Инспекции не влияют на законность принятого по делу решения суда.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 06.04.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12697/2004-50 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-2/2453
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании