Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ЗАО "Р" - Трещева В.Н. представитель по дов. 001 от 24.01.05, от Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю - Губина - Гребенникова Е.П. - представитель по дов. б/н от 25.05.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ЗАО на решение от 31.05.2005 по делу N А73-4569АП/2005-20 Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению ЗАО "Р" к Управлению Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 17 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2005 года.
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось ЗАО "Р" с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю от 03.05.2005 N 19-52/7 о назначении административного наказания по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 30000 руб.
Решением от 31.05.2005 в удовлетворении заявленных требований ЗАО "Р" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ЗАО "Р" решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
В обоснование жалобы заявитель сослался на ст.ст. 10, 11, 18 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", согласно которым государственному регулированию подлежит деятельность организаций получающих квоты на закупку этилового спирта для осуществления деятельности с использованием спирта и при условии наличия лицензии на право занятия таким видом деятельности. В соответствии с уведомлением Министерства экономического развития и торговли РФ от 19.04.2004 N 3790 ЗАО "Р" разрешена закупка спирта на технические цели, а не для осуществления деятельности с использованием спирта. Кроме того, ЗАО "Р" не имеет лицензии на право занятия деятельностью с использованием спирта и не занимается такими видами деятельности.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции не дал оценку заявлению банка о том, что в 1-м квартале 2005 года спирт не приобретался, следовательно, вывод суда об обязанности банка представить декларацию в соответствии с п. 8 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.05.1999 N 564, является необоснованным. Не соответствует закону и вывод суда о существовании обязанности у банка по представлению декларации по форме согласно Приложению N 2 Постановления Правительства РФ от 25.05.1999 N 564.
Ст. 14 Закона 171-ФЗ от 22.11.1995 установлено два вида деклараций: декларации об объеме производства и оборота этилового спирта и декларации об использовании этилового спирта. Банк не является субъектом представления первого вида декларации, поскольку произвел закупку этилового спирта на собственные нужды, а согласно закону закупка как оборот предполагает наличие квот, которые выдаются при наличии соответствующих лицензий на виды деятельности, связанные с оборотом спирта.
Заявитель жалобы также считает, что банк не должен представлять декларацию второго вида, поскольку спирт приобретался не для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а на собственные нужды.
Изложенные в жалобе доводы представитель банка поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
В отзыве на жалобу Управление Федеральной налоговой службы России по Хабаровскому краю доводы заявителя жалобы отклонило и просило состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На момент рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции мнение налогового органа, относительно законности состоявшегося по делу судебного акта, не изменилось.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, 15.04.2005 ЗАО "Р" представлены в Управление ФНС РФ по Хабаровскому краю декларации за 2004 год по формам Приложения N 2 "Об объемах использования этилового спирта, в том числе денатурированного" и Приложения N 7 "Об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, и виноматериалов" к Положению о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564.
В связи с нарушением срока представления деклараций в отношении ЗАО "Р" налоговым органом составлен протокол от 28.04.2005 N 19-17/7 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.13 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управление ФНС РФ по Хабаровскому краю вынесло постановление N 19-52/7 от 03.05.2005, в соответствии с которым банку назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 30000 руб.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" оборот - это закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа; уведомление - документ, разрешающий организации осуществлять закупку этилового спирта, в том числе денатурата, в пределах выделенных квот на закупку и подтверждающий легальность его оборота. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона закупка этилового спирта, в том числе денатурата, разрешается только организациям в пределах выделенных квот на его закупку.
При разрешении спора суд правомерно отклонил доводы банка о том, что под оборотом этилового спирта понимается совокупность указанных в статье 2 Федерального закона понятий, поскольку исходя из смысла нормы права, каждый из указанных видов деятельности в отдельности: закупка, поставки, хранение, розничная продажа, подпадает под понятие оборот этилового спирта.
Согласно пункту 2 Требований к содержанию и порядку выдачи уведомлений о закупке этилового спирта, в том числе денатурата, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2003 г. N 410, уведомление о закупке этилового спирта является документом, разрешающим организации осуществлять закупку этилового спирта, в том числе денатурата, в пределах выделенных квот и подтверждающим легальность его оборота.
При разрешении спора суд установил, что уведомление о закупке этилового спирта, в том числе денатурата от 19.04.2004 N 3790 выдано ЗАО Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Из уведомления следует, что ЗАО "Р" разрешается закупка этилового спирта от ЗАО "Канский Биохимический завод" в объеме 3,4 дал на технические цели.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изменениями и дополнениями) организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны представлять декларации об объеме их производства и оборота. Организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции должны представлять также декларации об использовании этилового спирта.
Пунктом 3 Положения о декларировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.1999 N 564, принятого с целью усиления контроля за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотрено, что организации, использующие этиловый спирт на производство алкогольной продукции, а также использующие этиловый спирт (в том числе денатурированный) на производство спиртосодержащей продукции и на иные цели в соответствии с выданными квотами на закупку, представляют декларации по форме согласно Приложению N 2 об объемах использования этилового спирта, в том числе денатурированного. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что организации, получающие этиловый спирт на основании специальных разрешений на его поставку, и (или) виноматериалы в соответствии с договорами, а также осуществляющие его закупку, в том числе по импорту, этилового спирта и виноматериалов, представляют декларации по форме согласно Приложению N 7 об объемах поступления этилового спирта, в том числе денатурированного, и виноматериалов.
Таким образом, у банка существует обязанность по представлению данных деклараций.
Пунктом 10 Положения установлен срок подачи деклараций - ежеквартально нарастающим итогом и в целом за год в 10-дневный срок после окончания отчетного периода.
Таким образом, декларации за 1-й квартал 2005 года должны быть представлены банком в налоговый орган не позднее 10.04.2005. Фактически декларации представлены 15.04.2005, то есть с нарушением установленного срока.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Проверяя правомерность назначения административного наказания, суд учел, что у банка имелась возможность представить декларации в установленный законом срок, но им не были приняты все меры по соблюдению требований действующего законодательства.
В соответствии с требованием части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении наказания налоговый орган учел характер совершенного банком правонарушения, а также смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства и назначил минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.13 КоАП РФ.
Освобождение ЗАО "Р" от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения не представляется возможным, поскольку декларации за 9 месяцев 2004 года и за 2004 год также представлены с нарушением установленного срока.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 31.05.2005 по делу N А73-4569АП/2005-20 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-2/2455 "В соответствии со ст. 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда"
Текст Постановления опубликован в журнале "Экономическое правосудие на Дальнем Востоке России", ноябрь-декабрь 2005 г., N 6
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании