Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 6 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2551
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области на решение от 20.05.2005 по делу N А04-1198/05-4/32 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, 3-и лица: Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовое управление администрации Белогорского района, Отдел социальной защиты населения администрации Белогорского района, о взыскании 48377 руб. 23 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 48377 руб. 23 коп., составляющих расходы, понесенные в связи с предоставлением льгот гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" по оплате электроэнергии в период с 16.11.2004 по 20.12.2004.
В качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовое управление администрации Белогорского района, Отдел социальной защиты населения администрации Белогорского района.
Решением от 20.05.2005 суд удовлетворил исковые требования, взыскав убытки в размере 48377 руб. 23 коп. с казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 274, 284 АПК РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, в которой просит отменить решение суда.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 N 901, утвердившим Правила предоставления жилищно-коммунальных льгот рассматриваемой категории граждан, разграничена обязанность по возмещению понесенных в связи с этим расходов между Российской Федерацией и субъектом РФ в зависимости от жилищного фонда, в котором проживают граждане, получившие льготы, в то время как в деле не представлены доказательства принадлежности жилищного фонда к федеральной собственности.
По его мнению, суд неправильно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих отношения по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот инвалидам.
Также заявитель жалобы указывает на недоказанность наличия условий, при которых согласно статье 1069 ГК РФ могут быть удовлетворены требования о возмещении убытков.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит решение от 20.05.2005 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела видно и судом установлено, ОАО "Амурэнерго" за счет собственных средств в период с 16.11.2004 по 20.12.2004 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов" и во исполнение заключенного с Отделом социальной защиты населения администрации Белогорского района договора от 26.03.2004, предоставило гражданам, имеющим на это право, льготы по оплате электроэнергии на сумму 48377 руб. 23 коп.
Ввиду того, что указанная сумма не возмещена из бюджета истцу, он обратился с иском в суд.
Факт предоставления истцом льгот по оплате электроэнергии в спорный период гражданам в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Статья 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" предусматривает предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ N 901 от 27.07.1996, изданным во исполнение указанного Закона, предусмотрено, что льготы возмещаются в порядке, установленном субъектом РФ и органами местного самоуправления.
Указанное Постановление не называет источник финансирования указанных льгот.
Согласно ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
Эти средства в соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий целевым назначением.
Судом установлено, что Амурской области предусмотрено 146901 тыс. руб. субвенций на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", из них Белогорскому району - 3187 тыс. руб.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств в деле не имеется.
Ввиду того, что органы власти Российской Федерации не обеспечили финансовыми средствами в полном объеме исполнение Федерального закона, предоставившего льготу инвалидам на территории области, то Арбитражный суд Амурской области правомерно возместил истцу убытки в сумме 48377 руб. 23 коп. за счет казны Российской Федерации.
Поскольку решение от 20.05.2005 принято судом первой инстанции в соответствии с процессуальными и материальными нормами, и всем обстоятельствам по делу дана надлежащая оценка, то оснований для отмены судебного акта и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 20.05.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1198/05-4/32 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2551
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании