Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2467
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Минфина РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 05.05.2005 по делу N А04-682/05-23/67 Арбитражного суда Амурской области, по иску: Открытого акционерного общества "Амурэнерго" в лице ФАО "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 66634 руб. 92 коп.
Резолютивная часть постановления от 30.08.2005. Полный текст постановления изготовлен 31.08.2005.
Открытое акционерное общество "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области о взыскании 66634 руб. 92 коп., составляющих убытки от предоставления льгот отдельным категориям граждан по оплате электрической энергии в период с 16.11.2004 по 20.12.2004 в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Управление социальной защиты населения Администрации г. Белогорска, Администрация г. Белогорска, финансовое управление Администрации г. Белогорска, финансовый департамент Администрации Амурской области.
Решением от 05.05.2005 исковые требования ОАО "Амурэнерго" удовлетворены в полном объеме за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании ст. 130 БК РФ со ссылкой на то обстоятельство, что выделенных из федерального бюджета в бюджет субъекта РФ в спорный период денежных средств на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов" недостаточно для покрытия потребностей.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 05.05.2005, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального Казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильном применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что в соответствии с п.п. "ж" п. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Полагает, что социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, для реализации которых органами исполнительной власти субъекта РФ ежегодно необходимо предусматривать средства в федеральном бюджете.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов и на исполнение РФ своих обязательств в этой части согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Заявитель также ссылается на неисполнение органами власти Амурской области положений ст. 2 Постановления Правительства N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривающего право обращения в Минфин РФ с заявками об увеличении размера компенсаций для внесения последним изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета текущего года.
Поскольку таких обращений от субъекта РФ не было, вина Минфина РФ в недофинансировании суммы фактических потребностей отсутствует.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта и удовлетворению кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 19.03.2004 между ОАО "Амурэнерго" и Управлением социальной защиты населения администрации г. Белогорска заключен договор N 61-06 о возмещении расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электрической энергии с 50% скидкой в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов".
Ввиду невозмещения расходов на сумму 66634 руб. 92 коп. за период с 16.11.2004 по 20.12.2004 испольными органами государственной власти и местного самоуправления из соответствующих бюджетов ОАО "Амурэнерго" обратилось с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя исковое требование за счет казны РФ, суд правомерно руководствовался ст. 4 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", предусматривающей возмещение расходов на реализацию указанных льгот за счет федерального бюджета.
Согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Федеральным законом "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Как установлено судом, в спорный период расходы по предоставлению льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утверждены в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" и переданы Амурской области в сумме 146901 тыс. руб. Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" на реализацию льгот ЖКУ по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в бюджеты районов области распределено 146901 тыс. руб., из них г. Белогорску - 31566 тыс. руб., в том числе 1014,6 тыс. руб. на погашение кредиторской задолженности.
При этом, фактически предъявлено счетов предприятиями на сумму 34342 тыс. руб., возмещено 30551,4 тыс. руб., задолженность составила 3790,6 тыс. руб.
Поскольку объем переданных органами государственной власти Российской Федерации субвенций не покрывает расходы на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", поэтому арбитражный суд правомерно возместил понесенные истцом убытки за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, довод заявителя об отсутствии его вины не правомерен.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 05.05.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-682/05-23/67 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2467
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании