Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 31 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2533
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области на решение от 15.03.2005 по делу N А04-457/05-19/43 Арбитражного суда Амурской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области к обществу с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Ф" о взыскании налоговых санкций.
Резолютивная часть постановления от 24 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2005 года.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - инспекция по налогам и сборам; налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Ф" (далее - общество) штрафных санкций за совершение налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), в общей сумме 150 руб.
Решением суда от 15.03.2005 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал правомерным привлечение общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказал со ссылкой на статью 4 Закона Амурской области от 18.11.2002 N 142-ОЗ "О транспортном налоге на территории Амурской области" (далее - Закон о транспортном налоге), исходя из положений которой, как указал суд, следовало привлечь общество к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, инспекция по налогам и сборам подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права. По мнению заявителя жалобы, за непредставление расчета авансовых платежей по транспортному налогу, которым по своей сути является указанная в абзаце 4 пункта 1 статьи 4 Закона о транспортном налоге декларация, отражающая данные о суммах авансовых платежей, налогоплательщики привлекаются к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ.
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, но участия в заседании суда кассационной инстанции не принимали.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа пришел к выводу о необходимости изменения решения суда по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная налоговая проверка представленных ООО "ТПК "Ф" декларации по транспортному налогу за первое полугодие 2004 года и налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года. В ходе проверки выявлено нарушение обществом требований пункта 3 статьи 289, пункта 2 статьи 363 НК РФ и пункта 1 статьи 4 Закона Амурской области "О транспортном налоге на территории Амурской области".
По результатам проведенной проверки налоговым органом 05.10.2004 принято решение N 4142/1557-11 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 119 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в общей сумме 150 руб. В адрес налогоплательщика направлено требование от 05.10.2004 N 1639 об уплате налоговых санкций.
Неисполнение указанного требования в добровольном порядке послужило основанием для обращения налогового органа в суд о взыскании налоговых санкций.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования в части привлечения общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговой декларации по налогу на прибыль за первое полугодие 2004 года, на основании всех имеющихся в деле доказательств правильно установил фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и пришел к обоснованному выводу о правомерности действий налогового органа.
Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ, сославшись на необходимость привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации.
В соответствии со статьей 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Исходя из положений пункта 1 статьи 55 НК РФ, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Согласно требованиям статьи 360 НК РФ, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона о транспортном налоге отчетным периодом по налогу признается первое полугодие календарного года, по итогам которого налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщики-организации отражают в налоговой декларации, которая представляется в налоговый орган в срок не позднее 15 июля года налогового периода. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется в налоговый орган в срок не позднее 30 марта года, следующего за налоговым периодом.
Учитывая, что указанная в пункте 1 статьи 4 Закона о транспортном налоге декларация, отражающая данные о суммах авансовых платежей, подается до окончания налогового периода, она фактически представляет собой расчет авансовых платежей и не отвечает требованиям, предъявляемым Налоговым кодексом РФ к налоговой декларации.
Согласно требованиям пункта 1 статьи 126 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
При таких обстоятельствах, учитывая, что у арбитражного суда отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных инспекцией по налогам и сборам требований по эпизоду с декларацией по транспортному налогу, решение суда подлежит изменению с принятием постановления об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В связи с тем, что требования налогового органа удовлетворены, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе подлежат взысканию в доход федерального бюджета с ООО "ТПК "Ф" в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 286-289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.03.2005 по делу N А04-457/05-19/43 Арбитражного суда Амурской области изменить. Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Ф" штраф в размере 50 руб. по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в доход федерального бюджета.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Торгово-промышленная компания "Ф" в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Арбитражному суду Амурской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2533
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании