Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2743
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 20.05.2005 по делу N А04-1199/05-4/34 Арбитражного суда Амурской области, по иску Открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, 3-и лица: Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Белогорска, Финансовое управление администрации г. Белогорска, о взыскании 5155 руб. 50 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2005 года.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Амурэнерго" в лице филиала "Амурэнергосбыт" (далее - ОАО "Амурэнерго") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области о взыскании 5155 руб. 50 коп. убытков, понесенных в результате предоставления в период с 01.01.2004 по 01.01.2005 гражданам льгот по оплате электрической энергии в размере 50% согласно Закону РФ от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Финансовый департамент администрации Амурской области, Управление социальной защиты населения администрации г. Белогорска, Финансовое управление администрации г. Белогорска.
Решением суда от 20.05.2005 исковое требование удовлетворено в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельной категории граждан, предусмотренных ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" N 1761-1 от 18.10.1991, выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Амурской области.
По мнению заявителя кассационной жалобы, ответственным лицом по возмещению расходов, понесенных ОАО "Амурэнерго" по оплате электроэнергии в соответствии с ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий", является субъект Российской Федерации, поскольку согласно пункту 14 Постановления Правительства РФ от 03.05.1994 N 419 расходы, связанные с предоставлением льгот реабилитированным лицам, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Заявитель указывает на то, что его вина в причинении истцу убытков не доказана.
От истца поступил отзыв на кассационную жалобу, в котором он просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы участия не принимали.
При проверке законности обжалованного решения установлено, что оно отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Спор возник в связи с предоставлением истцом в период с 01.01.2004 по 01.01.2005 на основании ФЗ РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" льгот реабилитированным лицам по оплате электроэнергии за счет собственных средств.
Не возмещенные государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления расходы истца при этом составили 5155 руб. 50 коп.
В качестве доказательств предоставления истцом льгот судом исследовались списки граждан, которым эти льготы предоставлялись с указанием фамилий, имен, отчеств, места жительства, а также счета-фактуры, акты сверок между истцом и Управлением соцзащиты населения г. Белогорска.
Возражений относительно объема услуг, которым пользовались граждане-льготники, и сумм предоставленных льгот лицами, участвующими в деле, не заявлялось.
Суд при оценке источников финансирования затрат истца исходил из Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий", установившего такие льготы, порядок их предоставления и источник финансирования - федеральный бюджет, что соответствует ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, предусматривающему, что обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, относятся к полномочиям Российской Федерации в области социальной защиты, поэтому финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
При этом согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ финансовые средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых из соответствующего бюджета, предусматриваются в бюджете, непосредственно из которого они финансируются как отдельный вид расходов, и учитываются раздельно по каждому передаваемому виду расходов.
Судом установлено, что средства, перечисленные Амурской области из Фонда компенсаций федерального бюджета в соответствии с ФЗ РФ "О федеральном бюджете на 2004 год" на финансирование текущих расходов по реализации Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в размере 21015 тыс. руб., распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям для расчетов с поставщиками услуг (в том числе городу Белогорску перечислено 839 тыс. руб.).
Доказательства нецелевого использования средств федерального бюджета субъектом или муниципальным образованием в материалах дела отсутствуют.
Ссылка заявителя жалобы на то, что целевое финансирование расходов по реализации гражданам права на льготную оплату коммунальных услуг осуществляется не предварительно, а по факту наличия у субъекта Российской Федераций соответствующих расходов путем взаиморасчетов федерального бюджета и субъектов Российской Федерации, является несостоятельной, поскольку такой порядок противоречил бы указанному выше бюджетному законодательству.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Законом РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" льгот, некомпенсированные расходы истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 15, 16, 125, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Такое решение соответствует также Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", предусматривающему закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-970/05-4/17 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2743
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании