Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 сентября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2283
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Магаданской области на решение от 02.02.2005, постановление от 31.03.2005 по делу N А37-3707/04-7а Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Магаданской области к обществу с ограниченной ответственностью "И" о взыскании налоговых санкций в сумме 125533 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 14 сентября 2005 года.
Межрайонная инспекция Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Магаданской области (в настоящее время Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Магаданской области) обратилась в Арбитражный суд Магаданской области с требованием о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "И" налоговых санкций в сумме 125533 руб.
Решением суда от 02.02.2005 заявленные требования удовлетворены частично в сумме 118745 руб. Во взыскании штрафа за правонарушения, совершенные в 2001 году, отказано в связи с истечением трехгодичного срока давности для привлечения к ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции решение суда изменено. В бюджет взыскан штраф в сумме 8761 руб., во взыскании 116772 руб. отказано. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что налоговый орган обратившись в арбитражный суд за взысканием налоговой санкции 15 ноября 2004 года, пропустил срок давности взыскания санкций по ч. 2 ст. 119 НК РФ за 2001-2003 годы, что и является безусловным основанием к отказу в удовлетворении заявления.
Взысканию подлежит лишь штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2003 год в сумме 8761 руб.
Указывая на пропуск срока, суд исходил из того, что события правонарушения по всем периодам следует считать выявленными с даты извещения Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Ягоднинского района от 20.02.2002 о плательщиках земельного налога, одним из которых за N 55 значился ООО "И". По правонарушению совершенному в 2003 году срок выявления правоотношения следует считать со дня, следующего за последним днем срока подачи установленной отчетности - 2 июля 2003 года.
Во взыскании штрафных санкций, предусмотренных ст. 122 АПК РФ, за 2001 - 2002 годы отказано в виду отсутствия состава налогового правонарушения.
Взыскание штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2003 год признано правомерным, поскольку налоговым органом выявлена недоимка по уплате налога за этот период в сумме 43625 руб.
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит судебные акты в части отказа во взыскании налоговых санкций отменить, и вынести новый судебный акт.
Налоговый орган полагает, что при рассмотрении дела неправильно применены нормы материального права. Так судом неправильно определена дата начала течения срока, установленного ст. 113 НК РФ, а также ст. 115 НК РФ.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в порядке и пределах ст.ст. 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа установил: Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам РФ N 1 по Магаданской области проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, в том числе платы за землю, за период 2001-2003 годы, о чем составлен акт N 04Д169 от 25.06.2004.
Решением от 14.07.2004 N ИС-04/1236 налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2001-2003 годы в общей сумме 116106 руб., по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) земельного налога за 2001-2003 годы в общей сумме 14427 руб.
Кроме того, к уплате доначислен налог - 43625 руб. и пени 8116 руб.
Неисполнение в добровольном порядке требования от 28.07.2004 N 90Д явилось основанием для обращения налогового органа с заявлением в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела ООО "И" зарегистрировано в качестве юридического лица постановлением Мэрии г. Магадана от 22.12.2000 N 2919, о чем выдано свидетельство N 7373. ООО "И" выдана лицензия МАГ-03381 БЭ от 17.05.2001 сроком до 31.12.2008 на добычу золота из россыпи руч. Приду Ягоднинского района.
В силу Закона РФ "О плате за землю от 11.10.1991 N 1738-1 и выданной лицензии общество является плательщиком земельного налога. Согласно п.п. 4.1; 4.4 раздела 4 "Положения о порядке лицензирования пользования недрами" от 15.07.1991 N 3314-1 предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется одновременно с предоставлением права на пользование соответствующим земельным участком. Земельный налог с юридических лиц исчисляется, начиная с месяца следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
Судом установлено, что постановлением об отводе земель главы администрации Ягоднинского района от 11.07.2001 N 427 в 2001 году ООО "И" отведен земельный участок площадью 11,5 га сроком на 2 года, в 2002 году постановлением N 515 от 29.07.2000 отведен земельный участок площадью 6 га, постановлением N 517 - 5,5 га.
Сумма земельного налога согласно отведенной площади и действующих ставок, по расчетам налогового органа составила всего 72137 руб.
Платежным поручением N 73 от 17.12.2002 на сумму 19008 руб. и N 74 от 17.12.2002 на сумму 9504 руб. общество перечислило в бюджет 28512 руб.
Правильно установив фактические обстоятельства дела и сделав вывод о том, что на момент проверки ООО "И" в полном объеме оплатило земельный налог за 2001, 2002 годы и частично в размере 180 руб. за 2003 год, суд в постановлении указал об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, полагая что нарушение сроков уплаты налога является основанием не для взыскания налога, а для начисления пени. Учитывая изложенное суд отказал налоговому органу во взыскании штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за 2001, 2002 годы и частично за 2003 год.
Однако кассационная инстанция полагает, что такой вывод суда не может быть признан правильным, поскольку сделан без учета требований п. 4 ст. 81 НК РФ, которые по смыслу означают, что налогоплательщик освобождается от ответственности в случае самостоятельного обнаружения неполного перечисления в бюджет налога при условии уплаты недостающей суммы налога и соответствующей ей суммы пени.
Учитывая изложенное, постановление апелляционной инстанции в части отказа во взыскании штрафа за неполную уплату налога по п. 1 ст. 122 за 2001, 2002, 2003 годы подлежит отмене.
Решением суда привлечение к ответственности за 2001 год признано незаконным в связи с истечением срока давности для привлечения к ответственности. Вывод суда ошибочен.
В соответствии со ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение истекли 3 года. Истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных ст.ст. 120 и 122 настоящего кодекса.
Согласно ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот. При этом статьей 55 Кодекса определено, что налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся платежи. Исходя из положений ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" налоговым периодом по налогу на землю является календарный год, а отчетным периодом признаются 15 сентября и 15 ноября - сроки уплаты налога равными долями.
Таким образом установленный ст. 113 НК РФ срок должен исчисляться со следующего дня после окончания налогового периода, т.е. с 1 января года, следующего за отчетным. Таким образом для уплаты земельного налога за 2001 год, такой срок начинает течь с 01.01.2002.
Поскольку решение о привлечении к налоговой ответственности принято 14.07.2004, трехгодичный срок, установленный ст. 113 НК РФ не истек.
Отменяя решение суда, по ч. 2 ст. 119 НК РФ в том числе и за 2002, 2003 годы апелляционная инстанция указала, что судом кроме того нарушены сроки, установленные ст. 115 НК РФ.
В соответствии со ст. 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Суд апелляционной инстанции полагает, что такой срок истек, поскольку днем обнаружения налогового правонарушения в данном случае является получение информации Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ягодинского района, полученной в письме от 20.02.2002, в котором комитет известил налоговый орган о плательщиках земельного налога района, одним из которых за номером 55 значится ООО "И".
Поскольку в ст. 115 НК РФ прямо предусмотрено, что налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и сопоставление соответствующего акта, а также учитывать, что Высший Арбитражный Суд в п. 37 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой налогового кодекса Российской Федерации указал, что при применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика к ответственности по результатам выездной налоговой проверки.
Вывод суда о начале истечения срока представления расчета по земельному налогу с извещения Комитета по земельным ресурсам необоснованно, так как данное правонарушение было обнаружено именно в ходе выездной налоговой проверки.
Таким образом вывод суда апелляционной инстанции и в этой части является ошибочным, а постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Учитывая, что судом первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, расчеты по суммам земельного налога подлежащего уплате, пени судом проверялись, сумма штрафа, подлежащая взысканию также была проверена, однако судом неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции вправе отменить постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 02.02.2005, постановление апелляционной инстанции от 31.03.2005 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-3707/04-7 отменить.
Заявленные требования Межрайонной инспекции Министерства РФ по налогам и сборам N 3 по Магаданской области удовлетворить.
Взыскать с ООО "И" налоговые санкции в сумме 125533 руб. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2283
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании