Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2267
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления культуры города Петропавловска-Камчатского на решение от 17.09.2004, постановление от 25.04.2005 по делу N А24-127/04-11 Арбитражного суда Камчатской области, по иску общества с ограниченной ответственностью "Кворум" к Управлению культуры администрации г. Петропавловска-Камчатского, Финансово-казначейскому управлению администрации г. Петропавловска-Камчатского, 3-е лица: МП "Жилремсервис", МУП "Горводоканал", УМП "ПУВКХ", о взыскании 2012084 руб. 73 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2005. Полный текст постановления изготовлен 27.09.2005.
Общество с ограниченной ответственностью "Кворум" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к Управлению культуры администрации г. Петропавловска-Камчатского в лице Финансово-казначейского управления администрации г. П. Камчатского о взыскании задолженности в сумме 2012084 руб. по договору уступки требований от 03.11.2003.
Определением от 07.04.2004 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, судом привлечено МП "Жилремсервис".
Решением от 17.09.2004 исковые требования истца удовлетворены частично в сумме 1994827 руб. 12 коп.
В остальной части иска отказано ввиду уменьшения истцом суммы иска.
В отношении финансово-казначейского управления г. Петропавловска-Камчатского производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.04.2005 решение суда изменено в части государственной пошлины. С Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского взыскана государственная пошлина в сумме 21474 руб. 64 коп. и с истца - 185 руб. 78 коп., в остальной части решение оставлено в силе.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского, в которой заявитель просит отменить решение и постановление суда, считая, что приняты они с нарушением процессуальных и материальных норм без надлежащей оценки представленных документов.
Представители сторон, несмотря на надлежащее извещение, в судебное заседание не явились.
Из материалов дела установлено, 03.11.2003 между ООО "Кворум" (цессионарий) и Муниципальным предприятием "Жилремсервис" (цедент), заключен договор уступки требования (цессии), по которому цедент уступил цессионарию право требования долга в сумме 2012084 руб. 73 коп. к должнику, Управлению культуры администрации г. Петропавловска-Камчатского.
Долг образовался у ответчика на основании договоров, заключенных Управлением культуры с МП "Жилремсервис" на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 14, 25, 26 от 01.01.1998, на отпуск воды и прием сточных вод N 14, 25, 26 от 01.01.1998, договора на долевое участие в расходах по эксплуатации и текущему ремонту муниципального жилого фонда N 46 от 23.01.1995.
Дополнительным соглашением стороны уточнили сумму долга по договору цессии, которая составила 1994827 руб. 12 коп.
Кроме того, данным соглашением подтверждена возмездность договора цессии, где указано что он заключен МП "Жилремсервис" с ООО "Кворум" на основании погашения задолженности МП "Жилремсервис" ООО "Кворум" по договору поставки экскаватора (л.д. 157).
На основании ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и "Положения о Комитете по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского" Комитет по управлению имуществом г. Петропавловска-Камчатского одобрил заключенный договор цессии, что подтверждено письмом от 11.12.2003 N 1050 и справкой от 09.09.2004 N 1230 (л.д. 112, 156).
Таким образом, договор от 03.11.2003 соответствует гл. 24 Гражданского кодекса РФ, поэтому истец вправе был заявить исковые требования о взыскании долга с Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского, который подтвержден приложением N 1 к договору, справкой МП "Жилремсервис" N 536 от 08.07.2004 (л.д. 150, 151).
Довод ответчика о том, что в материалах дела имеются счета-фактуры, в которых получателем коммунальных услуг являются УДОС-4, не может служить основанием к неудовлетворению исковых требований истца, так как указанные документы не включены в расчет суммы долга по договору цессии.
Управление культуры не представило документов в подтверждение отсутствия долга в заявленной истцом сумме по иску и что он оплачен МП "Жилремсервис".
Кроме того, не обоснованы возражения ответчика по поводу принятия в качестве доказательств наличия задолженности по договорам, заключенным им с МП "Жилремсервис", приложения N 1 к договору цессии, в котором к напечатанному тексту от руки сделана расшифровка по каждому виду услуг, так как она не изменяет сумму долга, переданную по договору цессии.
Вывод истца и о том, что уступка права требования долга по договорам не может быть произведена, поскольку действия договоров на поставку теплоэнергии, отпуск воды и прием сточных заключены на длительный срок и обязательства по ним не прекращены, ошибочен, так как согласно ст. 384 ГК РФ МП "Жилкомсервис" вправе был передать ООО "Кворум" (новый кредитор) право требования долга с должника - Управления культуры г. Петропавловска-Камчатского в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права.
С учетом изложенного оснований к отмене судебных актов в части взыскания долга с ответчика не имеется.
Что касается прекращения производства по делу в отношении Финансово-казначейского управления администрации г. Петропавловска-Камчатского, то в этой части судебные акты Арбитражного суда Камчатской области следует отменить, так как ст. 150 АПК РФ содержит перечень оснований по которым арбитражный суд вправе прекратить производство по делу и который не может быть расширен судом.
Поскольку суд не нашел оснований для привлечения к ответственности Финансово-казначейского управления г. Петропавловска-Камчатского по ст. 120 ГК РФ, то необходимо было в иске к нему отказать, а не прекращать производство по делу.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 17.09.2004 и постановление от 25.04.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-127/04-11 в части прекращения производства по делу в отношении Финансово-казначейского управления г. Петропавловска-Камчатского отменить.
В иске к Финансово-казначейскому управлению г. Петропавловска-Камчатского отказать.
В остальной части решение и постановление по этому же делу оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2267
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании