Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 7 сентября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2570
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ООО "М" - Плешакова Т.П. представитель по дов. N 36 от 31.12.04, от Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Магаданской области - Ефимова Е.В. представитель по дов. "ВК-10/565 от 18.01.05, от третьего лица Администрации ОЭЗ Магаданской области - Свеколкина Е.Ю. представитель по дов. б/н от 03.05.05, Власенко С.И. представитель по дов. N 1290 от 24.08.05, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на решение от 27.04.2005 по делу N А 37-836/05-5 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению ООО "М" к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Магаданской области о признании недействительным решения налогового органа.
Резолютивная часть постановления от 31 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 07 сентября 2005 года.
В Арбитражный суд Магаданской области обратилось ООО "М" с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции ФНС РФ N 1 по Магаданской области N ВК-07-10/31 от 22.03.2005.
В качестве третьего лица на стороне заявителя к участию в деле привлечена Администрация особой экономической зоны Магаданской области.
Решением от 27.04.2005 требования ООО "М" удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 1 по Магаданской области предлагает состоявшийся по делу судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований ООО "М" отказать.
В обоснование жалобы заявитель сослался на следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются представляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательствам о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, плательщиками сборов, включая возможность уплачивать налог в меньшем размере.
Как следует из пункта 1 ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области", статьей 5 которого установлена льгота участника ОЭЗ по уплате налогов в федеральный бюджет, не относится к федеральным законам о налогах и сборах, поскольку его целью является создание благоприятных условий для социально-экономического развития Магаданской области, предметом его регулирования не являются налоговые правоотношения, а именно отношения по поводу установления и взимания налогов.
В то же время в соответствии с частью первой ст. 76 Конституции Российской Федерации ни один федеральный закон не обладает по отношению к другому большей юридической силой.
Таким образом, считает заявитель жалобы, налицо правовая коллизия (расхождение) федеральных законов одного иерархического уровня в системе правовых актов Российской Федерации.
По мнению заявителя жалобы, в рассматриваемом случае по вопросу предоставления налоговых льгот должны применяться федеральные законы о налогах и сборах, а именно соответствующие главы части второй Налогового кодекса РФ по отдельным видам налогов, поскольку эти акты являются специальными и более поздними по дате их введения в действие.
Ни одна из ныне действующих глав Кодекса, введенных позднее Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ, не предусматривает льготу участникам Особой экономической зоны в Магаданской области.
Кроме того, с 1 января 2005 года введены в действие ст. 18 части первой НК РФ, устанавливающая правовые основы специальных налоговых режимов и их перечень, ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, устанавливающие виды налогов и сборов. В соответствии с новой редакцией ст. 18 НК РФ, специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности об уплате налогов и сборов, предусмотренных ст.ст. 13-15 НК РФ.
Учитывая, что ст. 18 НК РФ установлен закрытый перечень специальных налоговых режимом, в котором специальный налоговый режим для особых экономических зон отсутствует, а также принимая во внимание, что главы части второй Налогового кодекса РФ по отдельным налогам и сборам не предусматривают льгот для участников ОЭЗ в Магаданской области, положения ст. 5 ФЗ N 104-ФЗ от 31.05.1999 к правоотношениям, возникающим после 1 января 2005 года, применяться не должны.
Изложенные в жалобе доводы представитель налогового органа поддержал в заседании суда кассационной инстанции.
В отзывах на жалобу ООО "М" и Администрация ОЭЗ в Магаданской области доводы заявителя жалобы отклонили и просили состоявший по делу судебный акт оставить без изменения, так как выводы суда о применении норм материального и процессуального права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
На момент рассмотрения жалобы судом кассационной инстанции мнение сторон, относительно законности состоявшегося по делу судебного акта, не изменилось.
Исходя из доводов заявителя жалобы, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, и не нашел оснований для отмены состоявшегося по делу судебного акта.
Как видно из материалов дела, заявитель является участником Особой экономической зоны, что подтверждается соответствующим свидетельством (регистрационный номер участника ОЭЗ 000518 от 25.01.2002).
Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее Федеральный закон N 104-ФЗ), при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ до 31.12.2005 освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет (за исключением отчислений в ПФ РФ и ФСС РФ).
Довод заявителя жалобы о том, что льгота, предусмотренная ст. 5 указанного выше закона, прекратила свое действие в отношении акциза с введением в действие главы 22 НК РФ и в связи с внесением изменений в ст. 18 и ст. 56 части первой НК РФ, является ошибочным.
В соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения РФ принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Поскольку как Федеральный закон N 104-ФЗ, так и Налоговый кодекс РФ относятся к федеральным законам, то в силу указанной статьи Конституции РФ с учетом правовой позиции, сформулированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.1999 N 182-О, ни один из них не обладает по отношению к другому большей юридической силой.
Как следует из анализа статьи ст. 17 НК РФ, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 05.07.2001 по запросу Хорошевского районного суда города Москвы о проверке конституционности положений ст.ст. 224 и 226 Налогового кодекса Российской Федерации), льготы, предоставляемые налогоплательщикам, не относятся к обязательным элементам налогообложения и не затрагивают правовой природы налогового обязательства. Вопрос о введении или отмене льгот, равно как и определение (сужение или расширение) круга лиц, на которых распространяются налоговые льготы, относится к прерогативе законодателя.
Федеральный закон от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" с 01.01.2001 ввел в действие главу 22 "Акцизы", регламентирующую порядок уплаты акцизов, но не отменил установленный в законодательном порядке налоговый режим особых экономических зон и, соответственно, право их участников на освобождение от уплаты суммы акцизов в федеральный бюджет, определенное статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ.
Кроме того, со дня введения в действие Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в части второй НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства РФ о налогах и сборах" в числе признанных утратившими силу нормативных актов ФЗ от 31.05.1999 N 104-ФЗ не указан.
Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в часть 1 и 2 НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах", которым были внесены изменения и дополнения в ст. 18 и ст. 56 НК РФ, также не установлено, что в связи с изменением налогового законодательства Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" утратил силу.
Кроме того, ст. 57 Конституции РФ и ст. 5 НК РФ предусмотрено, что законы, любым образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Льгота, предусмотренная ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ, действует с 07.07.99 по 31.12.2005, т.е. данные налоговые правоотношения, касающиеся предоставления льготы участникам ОЭЗ в МО являются длящимися правоотношениями. На основании правовой позиции, высказанной Конституционным судом РФ в определении от 07.02.2002 N 37-О внесение произвольных изменений в действующую систему норм, в том числе в сфере налоговых отношений, с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения, недопустимы.
Об отсутствии намерения законодателя отменить предусмотренные Федеральным законом N 104-ФЗ льготы по налогообложению участников ОЭЗ также свидетельствует отсутствие об этом сведений в Федеральном законе "О бюджете Российской Федерации на 2005 год". В п. 4 ст. 126 указанного закона содержится норма о приостановлении действия ст. 5 Федерального закона N 104-ФЗ лишь в части льгот по уплате акцизов и НДС на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию Магаданской области.
С учетом изложенных обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что на январь 2005 года льготы по налогообложению, установленные Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" в части освобождения от уплаты акциза на нефтепродукты, не прекратили свое действие.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права соответственно установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 27.04.2005 по делу N А37-836/05-5 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/2570
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании