Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2600
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу объединенного военного комиссариата г. Амурска на решение от 15.03.2005, постановление от 18.05.2005 по делу N А73-15019/2004-25 (АИ-1/526/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску муниципального унитарного предприятия "Амурскводоканал" к объединенному военному комиссариату г. Амурска, Министерству обороны РФ, 3 лицо: Финансовое управление администрации г. Амурска с Амурским районом, о взыскании 72681 руб. 59 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13.09.2005. Полный текст постановления изготовлен 20.09.2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Амурскводоканал" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к объединенному военному комиссариату г. Амурска (далее - военкомат) о взыскании 72681 руб. 59 коп. задолженности за оказанные в период с 01.07.2002 по 30.09.2004 услуги по договору на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.12.2002 N 477.
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ, в качестве третьего лица - Финансовое управление администрации г. Амурска с Амурским районом.
Решением от 15.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.05.2005 иск удовлетворен в полном объеме за счет объединенного военного комиссариата г. Амурска на основании ст. 309 ГК РФ, а в случае недостаточности у него денежных средств - за счет Министерства обороны РФ согласно ст. 120 ГК РФ.
В кассационной жалобе объединенный военный комиссариат г. Амурска просит принятые по делу судебные акты отменить. В обоснование жалобы заявитель привел доводы о неправильном применении судом п. 3 ст. 120 ГК РФ, Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 15.10.1999 N 1372.
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность решения от 15.03.2005 и постановления от 18.05.2005, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает необходимым его отменить в части взыскания задолженности с Министерства обороны РФ по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.12.2002 между МУП "Амурскводоканал" и объединенным военным комиссариатом г. Амурска (абонент) заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод, по которому истец обязался оказывать абоненту указанные коммунальные услуги, а абонент - оплачивать оказанные услуги в течение 15 дней по выставленным истцом платежным документам.
Предъявленные истцом к оплате счета-фактуры за оказанные в период с июля 2002 года по сентябрь 2004 года услуги на общую сумму 72681 руб. 59 коп. объединенный военный комиссариат г. Амурска не оплатил, что послужило основанием для обращения МУП "Амурскводоканал" в арбитражный суд с настоящим иском.
Спора по факту оказанных военкомату услуг и их стоимости не имеется.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с их условиями и требованиями закона.
Поскольку военкомат является стороной по договору от 01.12.2002 N 477, обязанной в силу ст.ст. 309, 539, 544 ГК РФ и п. 2.2. договора оплачивать оказанные истцом услуги по водоснабжению и приему сточных вод, арбитражный суд правомерно удовлетворил требования истца, взыскав неоплаченную стоимость услуг с абонента.
Предусмотренная Положением о военных комиссариатах обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечивать частичное финансирование деятельности военкоматов не освобождает военкомат как сторону договора от исполнения принятых на себя обязательств.
Вместе с тем судебные акты в части взыскания задолженности при недостаточности средств у военкомата с Министерства обороны РФ в порядке субсидиарной ответственности приняты с неправильным применением норм материального права.
Согласно п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с п. 2 Положения о военных комиссариатах военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах, городах (без районного деления), административных образованиях и входят в состав военных округов, на территории которых они находятся.
В свою очередь, согласно пунктам 1, 2 Положения о Министерстве обороны РФ данное Министерство является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными силами РФ.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Исходя из изложенного, собственником имущества военкомата является Российская Федерация.
Между тем требований к Российской Федерации по настоящему делу истцом не заявлялось и Российская Федерация в лице соответствующих органов к участию в деле в качестве ответчика не привлекалась. Тот факт, что Министерство обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета по вопросам финансирования расходов на оборону, не дает оснований для взыскания с него задолженности военкомата без привлечения Российской Федерации к участию в деле в качестве ответчика, поскольку согласно ст. 120 ГК РФ субсидиарным должником по долгам военкомата может быть Российская Федерация, а Министерство обороны РФ может лишь выступать от ее имени.
При таких обстоятельствах судебные акты в части взыскания задолженности при недостаточности денежных средств у основного должника с Министерства обороны РФ подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе истцу в иске к указанному ответчику.
Государственная пошлина по кассационной жалобе, в уплате которой военкомату предоставлена отсрочка, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относится на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 15.03.2005, постановление от 18.05.2005 по делу N А73-15019/2004-25 (АИ-1/526/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края в части взыскания с Министерства обороны РФ в пользу МУП "Амурскводоканал" долга в сумме 72681 руб. 59 коп. отменить. В иске к Министерству обороны РФ отказать.
В остальном решение и постановление оставить без изменения.
Взыскать с объединенного военного комиссариата г. Амурска в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по кассационной жалобе.
Арбитражному суду Хабаровского края выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2600
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании