Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 27 сентября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/2793
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 06.05.2005 по делу N А59-5948/04-С25 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Управления административными зданиями администрации Сахалинской области к Администрации МО г. Южно-Сахалинск, Министерству финансов РФ, Главному финансовому управлению администрации Сахалинской области о взыскании 47680,23 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2005 года.
Управление административными зданиями администрации Сахалинской области обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Администрации муниципального образования г. Южно-Сахалинск, Министерству финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению администрации Сахалинской области о взыскании 47680,23 руб., составляющих сумму компенсации стоимости проезда работникам из г. Южно-Сахалинска к новому месту жительства на основании Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19.02.1993 N 4520-1.
Решением от 06.05.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета денежные средства на реализацию Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не выделялись.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением от 06.05.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель жалобы ссылается на статью 72 Конституции Российской Федерации, статью 85 Бюджетного кодекса РФ, согласно которым вопросы социальной защиты населения и их финансирование находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Управление административными зданиями администрации Сахалинской области платежными поручениями (л.д. 5-12, т. 2) оплатило своим работникам 99614,14 руб. расходов, связанных с переездом на новое место жительство.
Поскольку 50% расходов, связанных с выездом работников из г. Южно-Сахалинска, истцу из бюджета не возвращено, поэтому он обратился с настоящим иском в суд.
Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" предусматривает, что за счет консолидированного бюджета Российской Федерации компенсируются расходы, связанные с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, лицам, проработавшим не менее 3-х лет на государственных предприятиях, расположенных в указанных районах и местностях, в размере 50% произведенных затрат, но не превышая норм, предусмотренных статьей 35 настоящего закона.
Часть 3 статьи 4 Закона РФ устанавливает, что порядок возмещения затрат на государственные гарантии и компенсации из республиканского бюджета утверждается Правительством РФ, а из бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований - соответствующими органами этих образований.
Постановлением Верховного Совета РФ от 19.02.1993 N 4521-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" Правительство РФ обязалось до 01.09.1993 привести свои решения в соответствии с названным Законом, разработать и принять вытекающие из него нормативные акты.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Имеется в виду Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Однако данные требования на рассматриваемый период не исполнены, порядок компенсации расходов бюджетами разных уровней, в том числе и по переезду граждан из районов Крайнего Севере, не принят, о чем указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 N 509-О.
Довод заявителя жалобы о том, что Постановлением Правительства РФ от 11.08.1992 N 571 возложена на субъект РФ - Сахалинскую область обязанность по финансированию расходов, связанных с переездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов, необоснован.
Статьей 7 Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации", установлено, что законодательные акты Российской Федерации, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень законодательных актов, признанных утратившими силу в соответствии со статьей 2 настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей Кодексу.
Согласно п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита населения, в том числе и социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Федерации. Поскольку социальные гарантии установлены Федеральным законом в пределах прав, предусмотренных статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации и ФЗ от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", то финансовое обеспечение указанных полномочий должно осуществляться за счет средств федерального бюджета путем передачи указанных средств нижестоящим бюджетам.
Средства из федерального бюджета должны передаваться в бюджет субъекта согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ в виде субвенций и субсидий.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса РФ определено, что установление и закрепление между бюджетами разных уровней расходных полномочий, отнесенных к сфере совместного финансирования бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, производится по согласованию органов государственной власти РФ и субъектов РФ и утверждаются соответствующими законами о бюджетах.
Такое согласование между субъектом Федерации - Сахалинская область и органами государственной власти отсутствует.
В федеральном бюджете на 2004 год денежные средства на реализацию гарантий, установленных Законом РФ от 19.02.1993 N 4520-1 не предусматривались.
Передача средств на реализацию гарантий, как установлено материалами дела, производилась в процессе бюджетного регулирования, путем установления нормативов отчислений (в процентах) от собственных регулирующих доходных источников субъекта РФ (федеральных и региональных налогов и сборов).
Законом о бюджете Сахалинской области на 2004 год предусматривались денежные средства на исполнение Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Часть 2 статьи 27 Закона Сахалинской области N 458 "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год", устанавливающая порядок передачи средств на реализацию государственных полномочий в процессе бюджетного регулирования при утверждении нормативов отчислений от регулирующих федеральных и областных налогов и объема дотаций муниципальным образованиям из Фонда финансовой поддержки муниципальных образований Сахалинской области, Определением Верховного Суда РФ от 30.06.2004 по делу N 64-204-5 признана незаконной.
В части 1 статьи 27 указанного Закона предусматривалась передача средств на реализацию федеральных законов. Этот вопрос Верховным Судом РФ не рассматривался.
Поскольку после отмены Верховным Судом РФ части 2 статьи 27 Закона Сахалинской области "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год" возникло противоречие с частью 1 указанной статьи, так как стало невозможной передача целевым назначением денежных средств на исполнение Закона РФ N 4520-1, поэтому Сахалинской областью внесено изменение и дополнение в Закон "Об областном бюджете Сахалинской области на 2004 год".
Статья 84 Бюджетного кодекса РФ возлагает на федеральные органы государственной власти решение вопроса по обеспечению исполнения решений, принятых Российской Федерацией.
Внесение изменений и дополнений в Закон "Об областном бюджете на 2004 год" Сахалинской областью произведен в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, Арбитражный суд Сахалинской области правомерно взыскал 47680,23 руб. с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Поскольку судебный акт принят с соблюдением материального и процессуального права, то оснований к отмене и удовлетворению кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 06.05.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-5948/04-С25 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 сентября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/2793
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании