Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3144
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: М.Ю. Жарикова юрисконсульт по доверенности от 20.05.2005 N 5, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 29.06.2005 по делу N А04-894/05-23/96 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Пассажирское автотранспортное предприятие" к Министерству финансов Российской Федерации, Муниципалитету г. Тынды, Финансовому управлению муниципалитета г. Тынды, Управлению социальной защиты населения муниципалитета г. Тынды, Финансовому департаменту администрации Амурской области, третье лицо: Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области о взыскании 2198660 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, муниципалитету г. Тынды, Финансовому управлению муниципалитета г. Тынды, Управлению социальной защиты населения муниципалитета г. Тынды, Финансовому департаменту администрации Амурской области о взыскании 2198660 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате проезда на городском транспорте общего пользования в период с 01.07.2003 по 31.12.2003 и с 01.12.2004 по 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения администрации Амурской области.
Решением от 29.06.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением от 29.06.2005 Управление федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие" во исполнение ФЗ "О ветеранах" в период с 01.07.2003 по 31.12.2003 и с 01.12.2004 по 31.12.2004 предоставило льготы по оплате проезда на городском автомобильном транспорте общего пользования лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 2198660 руб.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался указанным законодательством.
Федеральным законом "О ветеранах" ветеранам предоставлено право бесплатного проезда во всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 10 названного Закона расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Федеральным законом, возмещаются за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 указанной статьи, порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.
Судом установлено, что в спорный период целевым назначением средства для реализации ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не выделялись.
В 2003 году целевым назначением из бюджета Амурской области денежные средства в бюджет г. Тында для компенсации расходов по оплате проезда на городском автомобильном автотранспорте общего пользования ветеранам не направлялись.
Законом "Об областном бюджете на 2004 год" предусмотрено выделение средств областного бюджета на реализацию ФЗ "О ветеранах" в размере 381500 тыс. руб., в том числе г. Тында - 26451 тыс. руб., фактически профинансировано 24745 тыс. руб.
Вместе с тем, выделенные средства не обеспечили фактическую потребность МО г. Тында.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Тында, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2198660 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-894/05-23/96 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3144
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании