1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Постникова В.Н. и Кислова Д.Н. при помощнике судьи Навлевой Е.О. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 года по административному иску "данные изъяты" Романова Александра Александровича к командиру войсковой части N об оспаривании расчета выслуги лет на пенсию.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, возражения на жалобу представителя административного ответчика Бодровой О.Н, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
Романов обратился в гарнизонный военный суд с административным иском, в котором просил признать незаконным произведенный в войсковой части N по его обращению от 14 августа 2021 года расчет выслуги лет на пенсию.
Романов просил обязать командира воинской части составить новый расчет, в котором пересчитать выслугу лет в льготном исчислении с соблюдением требований законодательства, включить в календарную выслугу лет период вынужденного прогула с 7 мая 1997 года по 20 октября 1998 года и внести соответствующие записи об изменении выслуги в календарном и льготном исчислении в личное дело.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 года административный иск был удовлетворен частично. Оспариваемый расчет суд признал незаконным, возложив на командира войсковой части N обязанность в месячный срок произвести перерасчет выслуги лет Романова. В возложении на командира части обязанности включить в расчет выслуги лет период с 7 мая 1997 года по 20 октября 1998 года и внести записи об изменении выслуги лет в личное дело Романова суд административному истцу отказал.
В апелляционной жалобе Романов выражает несогласие с решением ввиду неправильного определения и недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неверного применения норм материального и процессуального права, просит решение отменить и принять по делу новое решение о полном удовлетворении административного иска.
Заявляя о нарушении судом основных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Романов утверждает, что суд не обеспечил выполнение задач административного судопроизводства, не провел надлежащую досудебную подготовку, не определилюридически значимые обстоятельства и не дал надлежащей оценки представленным доказательствам о прохождении службы в особых условиях, в том числе материалам прокурорской проверки, финансовым документам воинской части, записям в личном деле.
В результате допущенных нарушений суд неверно применил нормы материального права и не рассмотрел заявленные требования по указанным в административном иске основаниям за конкретные периоды "данные изъяты" с 24 декабря 1994 года по 7 мая 1997 года.
В решении суд не привел доказательств, подтверждающих либо опровергающих обстоятельства дела, а также правовых оценок представленным доказательствам, обосновав свои выводы лишь пояснениями представителя ответчика. При этом мотивировочная часть решения повторяет описательную часть и не содержит установленных законом необходимых положений.
В заключение жалобы отмечается, что суд не разрешилвопрос о возмещении Романову ущерба за период вынужденного прогула.
Рассмотрев материалы дела, в том числе новые доказательства, принятые на стадии апелляционного производства, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Романов проходил военную службу "данные изъяты" с 1 августа 1986 года, был уволен с военной службы приказом "данные изъяты" от 21 апреля 1997 года N, исключен из списков личного состава войсковой части N с 7 мая 1997 года на основании приказа командира части от 5 мая 1997 года N.
В отдельные периоды службы в 1993-1997 годах он проходил её в войсковых частях N, N, N, N на территории "данные изъяты", а также на территории "данные изъяты", что могло предоставлять ему право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях вследствие "данные изъяты"
Подсчет выслуги лет Романову при его увольнении произведен не был, но, полагая, что имеющаяся выслуга лет предоставляет ему право на военную пенсию, после утраты статуса военнослужащего он неоднократно обращался в органы военного управления за оформлением соответствующего расчета.
В результате таких обращений по последнему месту военной службы Романова кадровым подразделением войсковой части N были составлены расчеты выслуги лет на пенсию:
- в 2004 году - с календарной выслугой 10 лет 9 месяцев 13 дней, в льготном исчислении 13 лет 4 месяца 25 дней;
- в 2013 году - с календарной выслугой 10 лет 9 месяцев 6 дней, в льготном исчислении подсчет не произведен в связи с отсутствием в воинской части подтверждающих документов;
- в 2021 году - с календарной выслугой 10 лет 9 месяцев 5 дней, в льготном исчислении 13 лет 9 месяцев 9 дней.
По мнению Романова, расчет, составленный в 2021 году, является неверным, так как не учитывает ряд периодов службы, подлежащих зачету в выслугу лет в льготном и в календарном исчислении.
Удовлетворяя требование административного иска о признании оспариваемого расчета незаконным и возлагая на командира войсковой части N обязанность произвести перерасчет выслуги лет, суд первой инстанции, вопреки мнению административного истца, правильно применил и истолковал нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В статье 2 Закона РФ "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях "данные изъяты"", помимо предоставления иных льгот и компенсаций, установлено, что военнослужащим, выполняющим задачи в "данные изъяты", для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Статьей 7 того же Закона определение порядка установления факта выполнения военнослужащими задач в "данные изъяты", а также порядка предоставления дополнительных гарантий и компенсаций возложено на Правительство Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в "данные изъяты" и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", дополнительные гарантии и компенсации, предусмотренные названным законом, предоставляются военнослужащим, выполняющим задачи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Согласно пункту 2 указанного постановления Правительства РФ военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел дополнительные гарантии и компенсации предоставляются только за время фактического выполнения ими задач на "данные изъяты"
Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел задач в "данные изъяты" оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Пунктом 5 того же постановления Правительства РФ министерствам и ведомствам, в которых законом предусмотрена военная служба, предписывалось определить перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в "данные изъяты"
В целях реализации названного постановления Правительства РФ 30 июня 1994 года "данные изъяты" издан приказ N, которым определено, что Перечни воинских частей, подразделений, штабов, оперативных и иных групп, привлекаемых для выполнения задач в "данные изъяты", утверждаются "данные изъяты" по представлению "данные изъяты"
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являлись: фактическое выполнение истцом в оспариваемый период задач "данные изъяты", выполнение задач в "данные изъяты", установленное приказами соответствующих командиров (начальников), а также включение воинских частей, в которых он проходил военную службу, в соответствующий перечень.
Постановлением Правительства РФ N 896 от 26 декабря 2001 года выполнение задач военнослужащими "данные изъяты" в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в "данные изъяты".
Что касается "данные изъяты", то согласно Указам Президента РФ от "данные изъяты" постановлениям Правительства РФ от 15 "данные изъяты" и другим нормативным правовым актам данный "данные изъяты" имел место в октябре-ноябре 1992 года, а в последующие годы проводились мероприятия по ликвидации его последствий.
Полномочия по ликвидации последствий "данные изъяты", координации и контролю деятельности сил и средств силовых ведомств поочередно были возложены:
- в период с 4 по 14 февраля 1995 года - на "данные изъяты"
- в период с 15 февраля 1995 года по 18 октября 1996 года - на "данные изъяты";
- в период с 19 октября 1996 года по 19 сентября 2000 года - на "данные изъяты" (Указ Президента РФ от 19 октября 1996 года N 1474);
- в период с 20 сентября 2000 года по 6 октября 2004 года - на "данные изъяты".
При этом пунктом 8 постановления Правительства РФ от 15 апреля 1995 года N 343, а затем пунктом 5 постановления Правительства РФ от 28 октября 1996 года N 1276 "данные изъяты" было предписано определять перечни воинских частей, соединений и подразделений органов внутренних дел, привлекаемых к выполнению указанных задач.
Оспариваемый расчет, как видно из его содержания, основывался на сведениях из архивных справок "данные изъяты" от 15 июля 2015 года N, в которых излагалось содержание приказов командиров войсковых частей о периодах службы Романова на воинских должностях в 1993-1997 годах, о периодах выполнения им задач по "данные изъяты", а также имелись ссылки на записи в исторических справках войсковых частей N, N и N об участии личного состава в выполнении соответствующих задач.
Требования к составлению расчета выслуги лет на пенсию предусмотрены Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе "данные изъяты", утвержденной приказом "данные изъяты" от 9 января 2018 года N 7.
В соответствии с пунктами 5-7 и 11 указанной Инструкции документы для назначения пенсии сотрудникам "данные изъяты", увольняемым со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии (приложение N 1 к Инструкции), который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись.
Каждый период службы (военной службы), подлежащий зачету на льготных условиях, должен содержать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт и подтверждающие документы с указанием номера, даты и организации, выдавшей документ (издавшей приказ).
Приходя к выводу о несоответствии расчета предъявляемым к нему требованиям, суд в решении обоснованно учел, что период службы Романова с 1 по 10 апреля 1993 года зачтен в расчете в календарном исчислении, что противоречит содержанию архивной справки, согласно которой на основании приказа командира войсковой части N от 7 мая 1993 года N этот период является периодом выполнения служебных задач в "данные изъяты" (т.1 л.д.157).
Кроме того, суд правильно отметил, что расчет вопреки приведенным требованиям Инструкции не проверен уполномоченным должностным лицом кадрового подразделения, не согласован с пенсионным органом и не содержит даты его составления.
Поскольку в архивных справках отсутствовали сведения о приказах командования, подтверждающих прохождение Романовым службы в особых условиях в конкретных спорных периодах, перечисленных им в административном иске и в апелляционной жалобе, то законных оснований для указания их в расчете для зачета на льготных условиях не имелось, независимо от доводов административного истца о выполнении служебно-боевых задач со ссылками на служебные характеристики, финансовые и другие документы.
Наряду с отмеченными судом первой инстанции, имелись и иные обстоятельства, без уточнения и подтверждения которых расчет не мог быть признан законным и обоснованным.
Так, по информации из постановления "данные изъяты" от 28 апреля 2005 года об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению Романова, периоды фактического участия в выполнении задач в особых условиях "данные изъяты" были внесены в его личное дело, исходя из расчета выслуги лет, произведенного в 2004 году, который с расчетом от 2021 года не совпадает.
В результате, приведенные в расчете от 2021 года сведения о льготной выслуге лет противоречат сведениям о периодах службы, дающих право на исчисление выслуги лет на пенсию на льготных условиях, внесенным в раздел 13 послужного списка Романова, находящегося в его личном деле.
Более того, отметка в архивных справках о наличии в исторических справках войсковых частей сведений об участии личного состава в выполнении задач по "данные изъяты", еще не подтверждает включение воинских частей в соответствующие перечни, утверждаемые установленным порядком.
Поскольку само по себе нахождение административного истца в период прохождения службы на территории, "данные изъяты", не означает фактического участия в выполнении соответствующих задач, а факт включения воинских частей, в которых он проходил военную службу, в указанные перечни достоверно не установлен, то вывод о наличии у Романова указанной в расчете льготной выслуги лет является преждевременным.
К тому же, из упомянутого постановления "данные изъяты" следует, что на основании распоряжения "данные изъяты" от сентября 2002 года N и от 1 октября 2002 года N периоды фактического выполнения личным составом войсковой части N задач по "данные изъяты" с августа 1995 года по 12 января 2002 года были признаны не соответствующими Указу Президента РФ от 15 февраля 1995 года N 139, в связи с чем 23 июля 2003 года командиром войсковой части N изданы приказы N "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим части за период выполнения задач по ликвидации "данные изъяты"".
Приведенные обстоятельства могли непосредственно влиять на продолжительность военной службы Романова в льготном исчислении и требуют проверки при составлении нового расчета, в том числе, с целью исключения ошибки, пенсионным органом.
Поэтому допущенная неполнота при определении периодов службы административного истца в льготном исчислении, наряду с недостатками оформления расчета выслуги лет повлекла обоснованное решение суда о признании расчета незаконным с возложением на воинское должностное лицо обязанности произвести перерасчет выслуги лет на пенсию, с устранением, в том числе, и арифметических ошибок.
Отказывая в удовлетворении требования о включении в расчет периода с 7 мая 1997 года по 20 октября 1998 года, суд первой инстанции правомерно сослался на документально подтвержденный факт утраты административным истцом с 7 мая 1997 года статуса военнослужащего в связи с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
В силу части 1 статьи 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом "а" статьи 13 этого Закона засчитывается, в том числе, военная служба.
Поскольку с 7 мая 1997 года по 20 октября 1998 года Романов военную службу не проходил, то законных оснований для включения в расчет выслуги лет указанного периода в качестве военной службы не имелось.
Отсутствовали основания и для удовлетворения требования о внесении сведений из расчета выслуги лет в личное дело Романова, поскольку надлежащий расчет административным ответчиком не произведен.
Требование о возмещении ущерба за период вынужденного прогула административный истец не заявлял, а суд это требование обоснованно не рассматривал, приняв решение в соответствии с частью 1 статьи 178 КАС РФ по заявленным требованиям.
Не усматривается и иных приведенных в апелляционной жалобе нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение либо отмену оспариваемого решения.
Подготовка дела к судебному разбирательству проведена в соответствии с требованиями статей 132 - 135 КАС РФ. Заявленные ходатайства разрешены судом с приведением соответствующих мотивов принятых процессуальных решений.
Из аудиозаписи судебного заседания от 20 января 2022 года следует, что представленные доказательства были исследованы судом, а из содержания решения видно, что им дана надлежащая оценка.
Нарушений принципов административного судопроизводства из материалов дела не усматривается. Удовлетворив требование административного иска о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, суд применил избранный самим Романовым способ восстановления нарушенного права, который закону не противоречит.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции принял правильное по существу решение, оснований для изменения или отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 16 февраля 2022 года по административному делу по административному иску Романова Александра Александровича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.