Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 21 октября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3427
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя ФГУП "АМ" - Суспицын А.А., представитель по доверенности от 11.10.2005 N 1-1242; Рачкова Л.А., представитель по доверенности от 11.10.2005 N 1-1242, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "АМ" на решение от 17.06.2005 по делу N А37-1451/04-4 Арбитражного суда Магаданской области, по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "АМ" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области, 3-е лицо: Администрация Особой экономической зоны Магаданской области, о признании недействительным решения от 14.04.2005 N ИС-07-10/4383.
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 21 октября 2005 года.
Федеральное государственное унитарное предприятие "АМ" (далее - ФГУП "АМ"; Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, с учетом уточнения, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Магаданской области (далее - Инспекция; налоговый орган) от 14.04.2005 N ИС-07-10/4383 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в сумме 175983,49 руб., доначислении налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 1163996 руб. и пени - 46656,23 руб.
Определением суда от 12.05.2005 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Особой экономической зоны Магаданской области (далее - Администрация ОЭЗ).
Решением суда от 17.06.2005 требования Предприятия удовлетворены в части признания недействительным решения Инспекции о взыскании штрафа в сумме 69530,62 руб., доначислении НДС - 347653,12 руб. и пени - 28555,37 руб., ввиду правомерного использования налогоплательщиком льготы по уплате НДС в федеральный бюджет, предусмотренной Федеральным законом от 31.05.1999 N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Федеральный закон N 104-ФЗ) и Законом Магаданской области от 29.06.1999 N 75-ОЗ "Об особой экономической зоне в Магаданской области" (далее - Закон Магаданской области N 75-ОЗ). В удовлетворении остальной части заявленных требований - отказано. Суд пришел к выводу о том, что поскольку ФГУП "АМ" осуществляло реализацию услуг не только участникам Особой экономической зоны Магаданской области (далее - ОЭЗ Магаданской области), но и предприятиям и предпринимателям - не участникам ОЭЗ Магаданской области и не зарегистрированным на территории Магаданской области, то льгота по уплате НДС, установленная статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ, не может быть предоставлена.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением суда в части, Предприятие подало кассационную жалобу, поддержанную его представителями в судебном заседании, в которой просит его отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению заявителя жалобы, положения Постановления Правительства РФ от 31.08.2000 N 646 "Об условиях отнесения операций финансово-хозяйственной деятельности участников Особой экономической зоны в Магаданской области к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории указанной особой экономической зоны и в пределах Магаданской области" (далее - Постановление Правительства РФ N 646), которыми руководствовался суд при принятии обжалуемого решения, к данным правоотношениям не могут применяться, поскольку они противоречат статье 57 Конституции Российской Федерации и статье 5 Налогового кодекса РФ. Заявитель жалобы также указывает на то, что предоставление льгот по уплате налогов в федеральный бюджет, согласно Федеральному закону N 104-ФЗ, связано не с местом регистрации потребителей товаров и услуг, а с местом их предоставления, то есть на территории Особой экономической зоны или на территории Магаданской области.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация ОЭЗ также выразила несогласие с частичным отказом суда в удовлетворении заявленных требований Предприятия.
Налоговый орган и Администрация ОЭЗ извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако их представители в судебном заседании участия не принимали.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований к отмене решения суда и удовлетворения кассационной жалобы.
ФГУП "АМ" зарегистрировано Мэрией города Магадана (свидетельство серия ГП N 402 от 26.07.1991) и является участником ОЭЗ Магаданской области, что подтверждается свидетельством серии ОЭЗ N 002231 от 29.07.2004 (л.д. 26).
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной ФГУП "АМ" налоговой декларации по НДС за ноябрь 2004 года. По результатам проверки составлен акт от 23.03.2005 N 07-К-228 и, с учетом возражений к акту проверки, принято решение от 14.04.2005 N 07-10/4383 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ за неуплату НДС за ноябрь 2004 года в виде взыскания штрафа в сумме 175983,49 руб. Этим же решением Предприятию предложено уплатить доначисленный налог в сумме 1163996 руб. и соответствующие пени - 46656,23 руб. 20.04.2005 Инспекцией выставлены требования NN 452, 23265 об уплате штрафа, недоимки и пени в срок до 30.04.2005.
Не согласившись с решением налогового органа, ФГУП "АМ" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, правомерно руководствовался следующим.
Согласно статье 5 Федерального закона N 104-ФЗ, при осуществлении хозяйственной деятельности на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области участники ОЭЗ освобождаются от уплаты налогов в части, поступающей в федеральный бюджет. Льготы, установленные настоящей статьей, предоставляются при условии ведения участниками Особой экономической зоны отдельного учета операций финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемых ими в пределах Особой экономической зоны.
Во исполнение статьи 14 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" и статьи 5 Федерального закона N 104-ФЗ Правительством Российской Федерации принято Постановление N 646, которым определены критерии отнесения финансово-хозяйственных операций, осуществляемых участниками ОЭЗ, к операциям, подпадающим под льготный режим налогообложения.
Согласно данному Постановлению, операции финансово-хозяйственной деятельности участников ОЭЗ в Магаданской области относятся к операциям финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемым ими на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, при одновременном выполнении следующих условий:
- операции осуществляются с организациями и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в ОЭЗ или в Магаданской области, и с физическими лицами, находящимися на этих территориях при продаже им товаров в розничной торговле, выполнении для них работ и оказании услуг;
- объекты операций (в том числе полезные ископаемые и иные природные ресурсы, добытые на территории ОЭЗ и в пределах Магаданской области, другое сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, готовые изделия и иные товары, а также прочее имущество, работы и услуги) находятся (выполняются, оказываются) на территории Особой экономической зоны и в пределах Магаданской области (в том числе при выполнении договоров аренды имущества или других договоров, связанных с пользованием имуществом участника Особой экономической зоны).
Как установлено судом и подтверждается представленной в материалы дела книгой продаж за ноябрь 2004 года (л.д. 138-145), ФГУП "АМ" на основании заключенных договоров осуществляло
реализацию услуг не только предприятиям - участникам ОЭЗ Магаданской области, но и другим покупателям, не являющимся участниками ОЭЗ Магаданской области и не зарегистрированными на территории Магаданской области, а именно: ФГУАП "Чукотавиа", ЗАО "Авиакомпания "Ист-Лайн", ОАО "Владивосток Авиа", ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ОАО "Авиакомпания "Домодедовские авиалинии".
Следовательно, производя операции с субъектами, не являющимися участниками ОЭЗ и вне пределов ОЭЗ и Магаданской области, и заявляя при этом льготу, предусмотренную статьей 5 Федерального закона N 104-ФЗ, налогоплательщиком не были учтены требования вышеназванного Постановления Правительства РФ N 646, поэтому суд обоснованно отказал Предприятию в признании недействительным в части решения налогового органа от 14.04.2005 N ИС-07-10/4383.
Остальные доводы заявителя жалобы в силу изложенного выше подлежат отклонению. Таким образом, решение суда следует оставить без изменения, как принятое с правильным применением норм материального и процессуального права, а в удовлетворении кассационной жалобы ФГУП "АМ" необходимо отказать.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 17.06.2005 Арбитражного суда Магаданской области по делу N А37-1451/04-4 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 октября 2005 г. N Ф03-А37/05-2/3427
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании