Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3156
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Щеглова О.А. - начальник юридического отдела по доверенности N 21/01-12/200 от 09.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области на решение от 26.04.2005 по делу N А24-2035/04-10 Арбитражного суда Камчатской области, по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" к администрации Камчатской области, Департаменту финансов и бюджетной политики; 3-и лица: Министерство финансов РФ, администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования, администрация Ключевского районного муниципального образования, о взыскании 3202542 руб. 87 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 18.10.2005.
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" (далее - ОАО "Камчатскэнерго") обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с иском к администрации Камчатской области о взыскании 3202542 руб. 87 коп. затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на электрическую энергию в соответствии с ФЗ "Об основах федеральной жилищной политики" за период апрель-декабрь 2003 года.
В качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство финансов РФ, администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования, администрация Ключевского районного муниципального образования.
Впоследствии к участию в деле в качестве ответчиков привлечены - Министерство финансов РФ, Департамент финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области, Камчатская область, администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования.
До принятия судом решения истец увеличил размер исковых требований и просил взыскать 3744427 руб. 29 коп. затрат, связанных с предоставлением субсидий гражданам на электрическую энергию. Исковые требования просил удовлетворить за счет субъекта РФ - Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области.
Решением от 26.04.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны субъекта РФ - Камчатской области в лице Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области. В остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в спорный период в бюджет Усть-Камчатского районного муниципального образования денежные средства на финансирование субсидий в полном объеме не поступали.
Не согласившись с принятым по делу решением, Департамент финансов и бюджетной политики (далее - Департамент финансов) в своей кассационной жалобе просит его отменить как незаконное. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, в частности об отсутствии методики формирования и распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований в Камчатской области в 2003 году. Считает, что судом не дана оценка тому, что полномочие по частичному финансированию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий, является собственным полномочием органов местного самоуправления, в связи с чем Усть-Камчатское районное муниципальное образование обязано было предусмотреть средства в местном бюджете на 2003 год для его реализации. Полагает, что при принятии решения судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неразрешении вопроса об ответственности одного из ответчиков - администрации Камчатской области.
В отзывах на кассационную жалобу ОАО "Камчатскэнерго" и администрация Усть-Камчатского районного муниципального образования выразили несогласие с доводами жалобы, считают принятое решение законным и обоснованным.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель Департамента финансов и бюджетной политики администрации Камчатской области поддержал доводы жалобы в полном объеме и пояснил, что на момент рассмотрения спора ОАО "Камчатскэнерго" не вправе было требовать возмещения затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на электрическую энергию, так как в соответствии с договором уступки права требования от 03.03.2004, ОАО "Камчатскэнерго" уступило ОАО "Южные электрические сети" права требования указанных затрат, которые возмещены по распоряжению главы Усть-Камчатского муниципального района от 25.07.2005 N 467-р.
ОАО "Камчатскэнерго" заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с невозможностью обеспечения явки своего представителя ввиду отсутствия авиабилетов. Данное ходатайство удовлетворению не подлежит, поскольку заявителем не представлено доказательств невозможности обеспечения явки представителя в заседание суда кассационной инстанции.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационной инстанции не явились.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что оно подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что 01.01.2003 между администрацией Усть-Камчатского районного муниципального образования (плательщик) и ОАО "Камчатскэнерго" (получатель) заключен договор на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий по оплате за электроэнергию в Усть-Камчатском районном муниципальном образовании, по условиям которого плательщик предоставляет получателю информацию о начислении субсидий гражданам в части оплаты за электроэнергию для последующего возмещения затрат плательщиком. Срок действия договора установлен с 01.01.2003 по 31.12.2003.
В соответствии с п.п. 2.2, 2.6 договора получатель на основании представленной информации уменьшает гражданам размер оплаты за потребленную электроэнергию соразмерно величине субсидии и вносит данные о величине субсидии в квитанцию по оплате за потребленную электроэнергию.
Плательщик производит расчеты с получателем по мере поступления средств из областного бюджета на возмещение затрат, связанных с предоставлением субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Усть-Камчатского районного муниципального образования.
ОАО "Камчатскэнерго" в спорный период при осуществлении расчетов за потребленную электроэнергию предоставило льготы по оплате за электроэнергию населению Усть-Камчатского районного муниципального образования в размере 3744427 руб. 29 коп. Ввиду невозмещения государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов затрат в связи с предоставленными льготами, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст. 15.4 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики (в редакции от 06.05.2003) возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи из бюджетов субъектов РФ, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" (в редакции от 21.01.2003) рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджета на соответствующий год выделение средств на указанные цели.
Статьей 56 ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" установлены размеры дотаций, выделяемых из Фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе на предоставление субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 5000 млн. руб.
Приложением N 1 к Постановлению Правительства РФ от 01.04.2003 N 179 "О правилах предоставления в 2003 году из Фонда софинансирования социальных расходов дотаций на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" определен уровень дотирования населения, исходя из уровня бюджетной обеспеченности и соотношения расходов на жилищно-коммунальные услуги и доходов населения по соответствующим субъектам Российской Федерации, который для Камчатской области составил 50%, в редакции Постановления Правительства РФ от 01.04.2004 N 150 - 20%.
Статьей 19 Закона Камчатской области "Об областном бюджете на 2003 год" утвержден объем финансовой помощи местным бюджетам на 2003 года в сумме 3579541,798 тыс. руб., в том числе на частичное возмещение расходов местных бюджетов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 77904,0 тыс. руб.
Арбитражный суд Камчатской области при разрешении спора пришел к выводу, что на основании Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 года" и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" предоставленные истцом льготы гражданам по оплате за электроэнергию должны быть возмещены за счет казны субъекта Российской Федерации.
Однако указанный вывод сделан без полного установления обстоятельств и исследования доказательств, имеющих существенное значение для дела.
Так, делая вывод о недостаточности финансирования бюджета муниципального образования суд не установил, в каком размере были выделены денежные средства на финансирование субсидий на жилищно-коммунальные услуги областным бюджетом Усть-Камчатскому районному муниципальному образованию в 2003 году.
Указывая на то, что в силу ст. 5 закона Камчатской области от 30.11.2000 N 118 "О порядке учета средств в областном бюджете и компенсации затрат, связанных с предоставлением гражданам, проживающим в Камчатской области, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (с изменениями на 18.02.2003), предусмотренные настоящей статьей субвенции местным бюджетам предоставляются в соответствии с методикой формирования и распределения средств финансовой поддержки муниципальных образований в Камчатской области, суд не исследовал и не дал оценки указанной методике, одобренной постановлением губернатора Камчатской области от 23.10.2002 N 455.
Кроме того, судебный акт принят без учета договора уступки права требования от 03.03.2004, по которому открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" уступило право требования долга по данному спору открытому акционерному обществу "Южные электрические сети", оплаченного последнему на основании распоряжения главы Усть-Камчатского муниципального района от 25.07.2005 N 467-р.
Указанные обстоятельства, которые существенно изменяют права истца на возмещение льгот, не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, поэтому решение подлежит отмене с направлением материалов дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку договору уступки права требования от 03.03.2004, иным имеющимся в деле доказательствам и с учетом установленного разрешить спор.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 26.04.2005 по делу N А24-2035/04-10 Арбитражного суда Камчатской области отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/3156
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании