Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 14 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2874
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от заявителя: общества с ограниченной ответственностью "Ф" - Миронов Ю.М. директор, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю - Жильцова А.А. представитель по доверенности от 28.01.2005, Терещенко Н.Г. представитель по доверенности от 06.09.2005 N 900, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ф" на решение от 14.03.2005, постановление от 20.05.2005 по делу N А73-1549АП/2005-20 (АИ-1/382/05-46) Арбитражного суда Хабаровского края, по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ф" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене постановления от 07.02.2005 N 12.
Резолютивная часть постановления от 07 сентября 2005 года, в полном объеме постановление изготовлено 14 сентября 2005 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Ф" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Хабаровскому краю (далее - налоговый орган) от 07.02.2005 N 12 о назначении наказания в административного штрафа в размере 30000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.03.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.05.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что обязанность применения контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ненадлежащее исполнение продавцом трудовых обязанностей повлекло правомерное привлечение общества к административной ответственности.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в судебном заседании, в действиях общества отсутствует вина в совершении вмененного административного правонарушения. Поскольку обществом предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о контрольно-кассовой техники, оно неправомерно привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган против доводов жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. В судебном заседании представителями инспекции доводы отзыва поддержаны в полном объеме.
Изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность принятых по делу судебных актов, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для их отмены и удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как видно из материалов дела, 03.02.2005 в ходе проверки соблюдения обществом Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ) при осуществлении деятельности в торговой точке, расположенной по адресу: п. Хор, пер. Пожарный, 1, установлен факт неприменения контрольно-кассовой машины продавцом Мироновой Е.В. при реализации товара - лампочки стоимостью 8 руб., что отражено в акте от 03.02.2005 N 017704.
По данному факту 04.02.2005 составлен протокол N 11 об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого налоговым органом 07.02.2005 вынесено постановление N 12 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его судебном порядке.
Арбитражный суд обеих инстанций, правильно установив фактические обстоятельства по делу, дал им надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ и счел доказанными факт административного правонарушения и наличие вины общества, поскольку все торговые операции, осуществляемые в торговой точке юридического лица, проводятся от имени последнего.
Доводы жалобы признаны судом кассационной инстанции несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
За невыполнение требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность. Согласно указанной норме права продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, к которым приравниваются предприниматели, от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.
Факт неприменения продавцом Мироновой Е.В. контрольно-кассовой техники при продаже товара, свидетельствующий о необеспечении обществом соблюдения требований Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, по существу не оспаривается обществом и подтверждается материалами дела.
Довод заявителя об отсутствии оснований для привлечения общества к административной ответственности судом кассационной инстанции во внимание не принимается по следующим основаниям. Неисполнение обществом требований Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само общество от ответственности, установленной статьей 14.5 КоАП РФ. В связи с тем, что юридическое лицо является ответственным за использование контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговой инспекции на его имя, и обязано осуществлять контроль за работой продавца, с которым заключило трудовое соглашение, назначение обществу административного наказания соответствует вышеназванному закону.
Следовательно, судебными инстанциями правомерно сделан вывод о вине юридического лица в совершенном административном правонарушении, поскольку в ходе рассмотрения арбитражным судом дела установлено наличие у общества возможности выполнить предписания Закона N 54-ФЗ от 22.05.2003, но непринятие всех зависящих от него мер по их соблюдению повлекло наступление события административного правонарушения.
Учитывая изложенное, основания для отмены обжалуемых решения и постановления апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 20.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-1549АП/2005-20 (АИ-1/382/05-46) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 сентября 2005 г. N Ф03-А04/05-2/2874
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании