Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 октября 2005 г. NN Ф03-А73/05-1/2764, Ф03-А73/05-1/3085
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: ведущий специалист по доверенности N 74-08 от 15.02.2005 - Ботарева С.В., главный специалист по доверенности N 92-08 от 15.12.2005 - Гимадеева О.В., от ответчика: Финансовое управление администрации Хабаровского района - главный специалист юридического отдела по доверенности N 304 от 20.07.2005 - Ермилова Н.В., Администрации Хабаровского муниципального района - главный специалист юридического отдела по доверенности N 3-13/1186 от 20.07.2005 - Ермилова Н.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края на решение от 04.02.2005, постановления 13.05.2005, определение 07.07.2005 по делу N А73-13270/2004-25 (АИ-1/339/05-7) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования к Администрации Хабаровского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хабаровского муниципального района, 3-е лицо: Министерство финансов Хабаровского края, о взыскании 2336159 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2005. Полный текст постановления изготовлен 04.10.2005.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Финансовому управлению Администрации Хабаровского района о взыскании на основании Закона РФ от 28.06.1991 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" N 1499-1 пеней в сумме 2336159 рублей за просрочку уплаты взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за период с 01.01.1996 по 01.10.2004.
Определениями от 09.11.2004, 22.12.2004 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство финансов Хабаровского края и Администрация Хабаровского муниципального района, затем последняя привлечена в качестве ответчика.
Решением от 04.02.2005 в пользу истца взыскано за счет казны муниципального образования 418073 рубля со ссылкой на применение судом срока исковой давности по требованию на сумму 1918086 рублей.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2005 решение суда отменено: размер взыскания уменьшен до 398331 рублей в связи с отказом истца от иска в части 19742 рублей и уточнением размера иска в соответствии с требованиями НК РФ.
Определением от 07.07.2005 апелляционная инстанция по ходатайству ответчика разъяснила принятое постановление, согласно которому при исполнении решения санкции следует взыскивать с Администрации Хабаровского муниципального района в лице ее финансового органа.
Законность этих судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со ст.ст. 284, 286 АПК РФ по кассационным жалобам Администрации Хабаровского муниципального района.
Жалоба на решение и постановление мотивирована тем, что муниципальное образование привлечено к ответственности при отсутствии вины, то есть с нарушением действующего законодательства, и в несоразмерном объеме.
Кассационная жалоба на определение о разъяснении постановления мотивирована изменением апелляционной инстанцией существа данного судебного акта.
В настоящем судебном заседании представитель соответчиков кассационные жалобы поддержали, а представители истца - отклонили со ссылками на невыполнение заявителем обязанности по оплате страховых взносов.
Представили третьего лица уведомленного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы не участвовали.
При проверке законности принятых по данному делу судебных актов установлено, что решение и постановление подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Хабаровским краевым фондом медицинского страхования вынесено решение от 19.10.2004 N 1 о взыскании с Администрации Хабаровского муниципального района пени в размере 2336159 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, сроки уплаты которых истекли.
Данное решение доведено до плательщика взносов исходящим письмом N 3447-03.
Основанием иска заявлены нарушение Закона РФ от 28.06.1991 "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации" N 1499-1 (в редакции по состоянию на 23.12.2003), действующего Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (далее - Положение), законодательные акты Хабаровского края, которыми утверждались объемы бюджета истца, и договоры об обязательном медицинском страховании, заключенные сторонами и действовавшие в спорном периоде (с 1996 по 30.09.2004 включительно).
Уточняя исковое требование, истец предоставил суду первой инстанции расчет пени, начисленной на основании п. 5 Положения, ст. 5 ФЗ РФ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год" от 02.01.2000 N 14-ФЗ и п.п. 13 пункта 1 действующего договора.
В этом же заявлении истец сослался на неисполнение ответчиком обязательства перед Фондом, финансовые средства которого находятся в государственной собственности Российской Федерации в силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1.
Удовлетворяя исковое требование за счет муниципальной казны со ссылкой на неисполнение ответчиком обязательств, возникших из договора, суд не учел, что правоотношения сторон носят одновременно и публичный характер, возникший в силу законодательства, регулирующего полномочия муниципального образования в сфере обязательного медицинского страхования.
В частности, пунктом 4 статьи 6 ФЗ РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и статьи 4 ФЗ РФ от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ" предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ или субъекта РФ обеспечивается одновременной передачей финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий.
Аналогичная норма закреплена в статье 139 БК РФ, а статьей 133 Конституции Российской Федерации предусмотрено право органов местного самоуправления на судебную защиту при недостаточном объеме финансовой помощи из вышестоящих бюджетов (пункт 3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 131-0 "По запросу Арбитражного суда Сахалинской области о проверке конституционности положений статьи 17 Закона РФ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации").
С учетом правового статуса ответчика как публичного образования и как участника спорных гражданских правоотношений, а также конституционных гарантий неприкосновенности иммунитета его бюджета для разрешения настоящего дела необходима оценка доказательств на предмет наличия или отсутствия вины этого лица в нарушении обязательств перед истцом, однако надлежащим образом обстоятельства, имевшие место при исполнении договора ни одной судебной инстанцией не исследованы.
При таких обстоятельствах суду следовало также в установленном законом порядке разрешить вопрос о надлежащим ответчике по данному делу, так как возражения Администрации г. Хабаровска на иск мотивированы недостаточным финансированием его расходов по исполнению государственных полномочий и неисполнением субъектом РФ бюджетных обязательств, возникших у последнего по предмету совместного ведения в социальной сфере в силу закона, предусматривающего обязательное медицинское страхование и передачу местным бюджетам средств, необходимых для обеспечения этого страхования (ст.ст. 401 ГК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует устранить допущенное процессуальное нарушение и в установленном законом порядке разрешить вопрос о надлежащем ответчике, исходя из совокупной оценки доказательств относительно вины муниципального образования.
В связи с отменой судебных актов, которые по ходатайству истца разъяснялись определением от 07.07.2005, кассационная жалоба на данное определение рассмотрению не подлежит на основании п. 1 ст. 150, 284 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 150, 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 04.02.2005, постановление от 13.05.2005 по делу N А73-13270/2004-25 (АИ-1/339/05-7) отменить и дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого суда, производство по кассационной жалобе на определение от 07.07.2005 прекратить.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2005 г. NN Ф03-А73/05-1/2764, Ф03-А73/05-1/3085
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании