Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3061
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 24.06.2005 по делу N А04-1302/05-2/34 Арбитражного суда Амурской области, по иску Возжаевского муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Администрация Белогорского района, Финансовое управление администрации Белогорского района, Финансовый департамент администрации Амурской области о взыскании 126932,58 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2005 года.
Возжаевское муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу здравоохранения администрации Белогорского района о взыскании 126932,58 руб., составляющих-убытки от предоставления медицинским работникам, проживающим в сельской местности Белогорского района, льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003-2004 годах в соответствии с Законом РФ от 22.07.1993 N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан".
Определением от 20.04.2005 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Белогорского района, Финансовое управление администрации Белогорского района, Финансовый департамент администрации Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Амурской области.
До вынесения решения истец заявил ходатайство о замене ненадлежащего ответчика - МУ Отдел здравоохранения администрации Белогорского района на надлежащего ответчика - Министерство финансов РФ.
Решением от 24.06.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом РФ "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", выделялись не в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с принятым по делу решением от 24.06.2005, Управление федерального казначейства по Амурской области в своей кассационной жалобе просит его отменить, как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя жалобы, истец не доказал наличие условий, при которых могут быть удовлетворены требования о взыскании убытков в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Указывает на Постановление Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 "Об утверждении правил предоставления бюджетам Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности", в соответствии с которым компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела и изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, Возжаевское МУП "Коммунальник" предоставило льготы медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в 2003-2004 годах на сумму 126932,58 руб.
Ввиду невозмещения указанных расходов Возжаевское МУП "Коммунальник" обратилось с настоящим иском в суд.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Согласно пункту 10 Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках" квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельским местностях и рабочих поселках, должны быть предоставлены бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре.
Эта же льгота предусматривалась статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, статьей 63 Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993 N 5487-1, которая должна предоставляться местными органами государственной власти. Порядок возмещения названных расходов данные законы не содержат.
Судом, установлено, что в соответствии с Законами "О федеральном бюджете на 2002 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" в 2003 году в бюджет Амурской области нафинансирование жилищно-коммунальных услуг сельским специалистам из федерального бюджета поступили денежные средства в сумме 37774100 руб., в 2004 году - 36933700 руб.
Как следует из материалов дела, в 2003 году расходы Белогорского района по бюджетным учреждениям по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности, составили 4162,4 тыс. руб. За счет средств местного бюджета произведена оплата льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2003 году в сумме 3601 тыс. руб.
В 2004 году потребность на оплату льгот специалистам, работающим и проживающим в сельской местности в сумме 5157 тыс. руб. Фактические расходы за 2004 год составили 4859,3 тыс. руб. Возмещено за счет местного бюджета всего 967,1 тыс. руб., из них перечислено отделу здравоохранения 165,1 тыс. руб.
Указанных денежных средств не хватило для возмещения предоставленных истцом указанной категории граждан, что подтверждается материалами дела.
Законами Амурской области "Об областном бюджете на 2002 год", "Об областном бюджете на 2004 год" расходы на финансирование льгот медицинским работникам не предусматривались. Из областного бюджета денежные средства на указанные цели не выделялись.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Так согласно пункту 2 статьи 49 ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами.
Согласно ст. 71 Конституции РФ, ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ", а также ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, предусматривающих исключительно из федерального бюджета финансирование обеспечения осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти, расходы предприятий по представлению льгот квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках не должны взыскиваться за счет средств бюджета субъекта при отсутствии его финансирования на указанные цели из федерального бюджета.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 126932,58 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 24.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1302/05-2/34 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3061
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании