Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 4 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2909
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 03.06.2005 по делу N А04-632/05-6/73 Арбитражного суда Амурской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика г. Райчихинска" к Министерству финансов Российской Федерации, третьи лица: Администрация г. Райчихинска, Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовый отдел г. Райчихинска, Управление социальной защиты г. Райчихинска, о взыскании 2873887,31 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 4 октября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика г. Райчихинска" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 2873887,31 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2004 году в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Администрация г. Райчихинска, Финансовый департамент администрации Амурской области, Финансовый отдел администрации г. Райчихинска, Управление социальной защиты г. Райчихинска.
До вынесения решения истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уменьшил размер исковых требований до 2461833,21 руб., в связи с оплатой льгот ветеранам.
Решением от 03.06.2005 исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с решением от 03.06.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
Указывает на то, что в соответствии со статьей 72 Конституции РФ вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, поэтому социальная защита инвалидов не является вопросом исключительных полномочий Российской Федерации, а согласно статье 85 Бюджетного кодекса РФ обеспечение социальной защиты населения относится к расходам, финансируемым совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств местных бюджетов.
Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте слушания кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого решения, исходя из нижеследующего.
Как видно из материалов дела, Муниципальное унитарное предприятие "Служба Заказчика" во исполнение ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в 2004 году предоставило льготы по оплате коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, на общую сумму 2873887,31 руб.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд правомерно руководствовался указанным законодательством.
Так, статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей в качестве источника финансирования расходов по реализации льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг ветеранам назван бюджет субъекта Федерации, расходы которого учитываются при взаиморасчетах с федеральным бюджетом в порядке межбюджетных отношений и имеют целевое назначение.
Статьей 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено предоставление льгот по оплате коммунальных услуг соответствующей категории граждан в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Судом установлено, что в 2004 году целевым назначением средства для реализации ФЗ "О ветеранах" из федерального бюджета не выделялись.
Согласно ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг Амурской области предусмотрено выделение 146901 тыс. руб., из них г. Райчихинску - 7443 тыс. руб., по ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" потребность денежных средств составила 10927200 руб., фактически из областного бюджета выделено 7443 тыс. руб.
Постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Поскольку Министерство финансов РФ не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Амурская область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанных федеральных законов, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Райчихинска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 2461833,21 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-632/05-6/73 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 4 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2909
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании