Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3064
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства Финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Амурской области на решение от 07.06.2005 по делу N А04-1710/05-2/63 Арбитражного суда Амурской области, по иску: Открытого акционерного общества "Амурфармация" к Отделу социальной защиты населения Администрации Тамбовское района, 3-и лица: Администрация тамбовского района, Финансовый департамент Амурской области, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, о взыскании 87936 руб. 85 коп.
Резолютивная часть постановления от 11.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 18.10.2005.
Открытое акционерное общество "Амурфармация" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Отделу социальной защиты населения Администрации Тамбовского района о взыскании 87936 руб. 85 коп., составляющих затраты, понесенные истцом в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот по обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
Определением от 28.04.2005 суд, в соответствии со ст. 47 АПК РФ, удовлетворив ходатайство истца, произвел замену ненадлежащего ответчика - Отдела социальной защиты населения Администрации Тамбовского района на надлежащего - Министерство финансов РФ.
Решением суда от 07.06.2005 исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ по кассационной жалобе Минфина РФ в лице Управления Федерального казначейства по Амурской области, которое просит отменить принятое по делу решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Амурской области как необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права, в иске к нему отказать.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно ст. 72 Конституции РФ и ст. 85 Бюджетного кодекса РФ вопросы социального обеспечения относятся к совместному ведению Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований и финансируются за счет их бюджетов.
Российская Федерация свои обязательства выполнила, передав субъекту Российской Федерации - Амурской области расходные полномочия по финансированию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в большем объеме, чем утверждено ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Кроме того, органы исполнительной власти Амурской области не вносили предложений в Минфин РФ об изменении размера субвенций, выделяемых на реализацию этого закона из Фонда компенсаций в соответствии с требованиями п. 2 Постановления Правительства N 536 от 14.07.2001.
Обращает внимание суда кассационной инстанции на то, что федеральные органы государственной власти исполнили свою часть полномочий по реализации ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в полном объеме.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, ОАО "Амурфармация" на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и во исполнение заключенного с Отделом социальной защиты населения Администрации Тамбовского района договора на отпуск и оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения по льготным и бесплатным рецептам в период с 01.10.2004 по 31.12.2004 производило отпуск медицинской продукции льготной категории граждан.
В связи с невозмещением органами государственной власти и органами власти местного самоуправления из соответствующих бюджетов расходов истца в сумме 87936,94 руб. заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" инвалидам предусмотрено оказание бесплатной либо на льготных условиях квалифицированной медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей для инвалидов I группы и неработающих инвалидов II группы, а также с 50-процентной скидкой - для безработных инвалидов III группы установлено Указом Президента РФ от 02.10.1992 N 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 государственной поддержке развития медицинской промышленности улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой.
Согласно п. "ж" ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения, в соответствии со ст. 76 Конституции, издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ.
При рассмотрении спора арбитражный суд, основываясь на приведенных выше правовых актах, а также нормах Бюджетного кодекса РФ, сделал правильный вывод о том, что реализация льгот для инвалидов на приобретение лекарственных средств, установленных на федеральном уровне, относится к государственным полномочиям Российской Федерации, и финансирование расходов на осуществление переданных полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 БК РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта РФ из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
На реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, из Фонда компенсаций федерального бюджета согласно Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" предусмотрено в бюджет Амурской области субсидий 92470 тыс. руб., фактически поступило 95550 тыс. руб., которые распределены в бюджеты муниципальных образований, в соответствии с Законом Амурской области "Об областном бюджете на 2004 год" N 281-ОЗ от 29.12.2003, в том числе Тамбовскому району 2203 тыс. руб.
Кроме того, в спорный период на льготное обеспечение инвалидов медикаментами этим же Законом предусмотрено выделение 48333 тыс. руб. из областного бюджета, в том числе Тамбовскому району 1690,0 тыс. руб.
Предусмотренные в составе этих средств на реализацию ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" в районном бюджете средства на оплату льгот по медикаментам в сумме 2012,0 тыс. руб. перечислены Отделом соцзащиты Тамбовского района во исполнение заключенных договоров ОАО "Амурфармация" в сумме 1029242 руб. 75 коп., в том числе на погашение кредиторской задолженности за 2003 год в сумме 361179 руб. 60 коп. и МУЗ Тамбовской ЦБР в сумме 981999 руб. 62 коп., в том числе кредиторская задолженность за 2003 год в сумме 54050 руб. 41 коп.
Доказательств нецелевого использования муниципальным образованием средств федерального бюджета и бюджета субъекта не имеется.
Вместе с тем, объем переданных средств не удовлетворил потребность субъекта РФ и соответственно муниципального образования Тамбовский район в финансировании исполнения рассматриваемого Закона. Согласно имеющимся в деле сводным бюджетным заявкам на выделение из федерального бюджета средств потребность Амурской области на исполнение ФЗ "О социальной защите инвалидов" в 2004 году составляла 447675,7 тыс. руб., в том числе на бесплатное и льготное обеспечение лекарствами - 81140,4 тыс. руб.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1998 N 862 "О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах", Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года", ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может быть возложена только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Довод заявителя жалобы о невнесении субъектом РФ в Минфин РФ предложений об изменении размера субвенций выделенных из Фонда компенсаций при их недостатке не может быть принят, как не влекущий правовых последствий, поскольку Постановление Правительства N 536 от 14.07.2001 "О порядке предоставления и расходования в 2001 г. средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в РФ" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" предусматривает возможность такого изменения в пределах общего объема выделенных бюджету субъекта РФ средств.
При указанных обстоятельствах, в силу названных выше законодательных актов, ответственность по иску в сумме 87936,85 руб. судом правомерно возложена на казну Российской Федерации.
В связи с этим доводы Министерства финансов РФ о необоснованном возложении на него ответственности несостоятельны.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 07.06.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-1710/05-2/63 оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/3064
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании