Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2783
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Минфина РФ в лице УФК по Амурской области на решение от 30.05.2005 по делу N А04-9307/05-6/254 Арбитражного суда Амурской области, по иску муниципального унитарного предприятия "Служба заказчика г. Райчихинска" к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице УФК по Амурской области, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Департаменту образования администрации Амурской области, детскому дому N 1 п. Широкий, ГСКО школе-интернату N 2 п. Прогресс о взыскании 1107781,29 рублей.
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 18.10.2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Служба заказчика г. Райчихинска" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Финансовому департаменту администрации Амурской области, Министерству финансов РФ в лице Федерального казначейства по Амурской области, Финансовому отделу администрации г. Райчихинска, Департаменту образования Администрации Амурской области, детскому дому N 1 п. Широкий, ГСКО школе-интернату N 2 п. Прогресс о взыскании 1107781,29 руб. убытков, возникших в связи с предоставлением в период с 01.09.2003 по 01.10.2004 льгот по оплате стоимости коммунальных услуг педагогическим работникам и работникам муниципальной системы здравоохранения, предусмотренных Законом РФ "Об образовании" и ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, к участию в деле привлечены Отдел образования администрации г. Райчихинска, Администрация п. Прогресс, Администрация п. Новорайчихинск, Администрация п. Широкий.
До принятия решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ неоднократно изменял размер исковых требований, в конечном результате просил взыскать 1164835,25 руб. за период с 01.09.2003 по 31.12.2004.
Решением суда от 30.05.2005 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ на основании кассационной жалобы Минфина РФ в лице УФК по Амурской области, в которой предлагается решение отменить. По мнению заявителя, исходя из нормативно-правовых актов, регулирующих порядок финансирования расходов на предоставление льгот работникам образования, проживающим в сельской местности, названные расходы возмещаются из бюджетов муниципального образования и субъекта РФ.
Кроме того, считает что истец не доказал наличие оснований, содержащихся в ст.ст. 1064, 1069 ГК РФ для возмещения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов.
В судебное заседание представители сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте его проведения, не явились.
Из материалов дела установлено, истец за счет собственных средств в период с 01.09.2003 по 31.12.2004 предоставил на основании ФЗ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" и ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг педагогическим работникам и квалифицированным работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, в результате чего у него образовались убытки в сумме 1164835,25 руб.
В связи с невозмещением убытков из бюджетов различного уровня заявлены настоящие исковые требования.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" от 06.05.2003 N 52-ФЗ, (статья 2) размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных, в том числе Федеральным законом "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 N 12-ФЗ), частью второй статьи 63 основ законодательства Российской Федерации закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ, устанавливается законодательными актами субъектов РФ и учитываются в межбюджетных отношениях.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим и работающим в сельской местности, которыми предусмотрено, что субсидии должны предоставляться субъектам РФ ежеквартально Минфином РФ путем перечисления органами федерального казначейства целевым назначением.
При рассмотрении дела судом установлено, что в соответствии с законами "О федеральном бюджете на 2003 год", "О федеральном бюджете на 2004 год" из федерального бюджета Амурской области на компенсацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг сельским специалистам поступила финансовая помощь в сумме 37774100 руб. и в 2004 году - в сумме 36933700 руб., которые распределены субъектом РФ по муниципальным образованиям. Доказательств нецелевого использования бюджетных средств не имеется.
Вместе с тем, объеме переданных из федерального бюджета средств не покрыл фактическую потребность муниципального образования в финансировании рассматриваемых государственных полномочий. Так в 2003 году городу Райчихинску потребность в денежных средствах на компенсацию расходов по предоставленным льготам педагогическим работникам и работникам здравоохранения составляла 2508 тыс. руб., возмещено из средств федерального бюджета 426 тыс. руб. и за 9 месяцев 2004 года потребность составила 593,3 тыс. руб., возмещено 161 тыс. руб.
При таких обстоятельствах, поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, возникшие в связи с этим убытки истца правомерно взысканы за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст. 15, 1069, 1071 ГК РФ.
При этом обоснованно, со ссылкой на ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.1995 N 154-ФЗ, ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 N 127-ФЗ, согласно которым органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми средствами, а также на Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года", ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ" освобождены от ответственности муниципальной образование и субъект РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Номер ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.1997 следует читать как "N 126-ФЗ"
Поскольку обжалуемое решение принято с правильным применением норм материального права, судом полно выяснены все обстоятельства, имеющие существенное значение, оснований для его отмены и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 30.05.2005 Арбитражного суда Амурской области по делу N А04-9307/04-6/254 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А04/05-1/2783
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании