Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 11 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2988
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование - Катрук Татьяна Олеговна, главный специалист правового управления по доверенности N 01-14/09 от 31.12.2004, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования на решение от 29.12.2004, постановление от 13.05.2005 по делу N А24-1088/03-10 Арбитражного суда Камчатской области, по иску Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 62917026 рублей 42 копейки.
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2005. Полный текст постановления изготовлен 11.10.2005.
Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование обратилось с иском в Арбитражный суд Камчатской области о взыскании 62917026 руб. 42 коп. убытков, возникших в связи с компенсацией работникам муниципальных учреждений и членам их семей расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно на основании Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
В качестве 3-их лиц к участию в деле привлечены администрация Камчатской области и Петропавловск-Камчатская Городская Дума.
До принятия решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказался от иска к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Камчатской области, в связи с чем арбитражный суд прекратил производство по делу в отношении данного ответчика, кроме того, истец уточнил сумму иска и просил взыскать убытки в сумме 59033751 руб. 05 коп.
Решением от 29.12.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.05.2005, в удовлетворении исковых требований истцу отказано со ссылкой на отсутствие доказательств бездействия органов государственных органов Российской Федерации по исполнению Закона о Северах.
Законность судебных актов проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основании кассационной жалобы Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования, в которой заявитель просит отменить их, считая, что предусмотренные Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии являются государственными, установленными на федеральном уровне, которые должны предоставляться и финансироваться из казны Российской Федерации.
В судебном заседании представитель истца, доводы, изложенные в жалобе, поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц, несмотря на надлежащее извещение, в заседание суда не явились и отзывы на кассационную жалобу не представили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов на нее, судебная коллегия кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, Петропавловск-Камчатское городское муниципальное образование за счет местного бюджета возместило работникам муниципальных учреждений расходы по оплате проездов к месту проведения отпуска и обратно за период с 13.04.2000 по 31.12.2002 в размере 59033751 руб. 05 коп.
В связи с невозмещением Петропавловск-Камчатскому городскому муниципальному образованию из федерального бюджета названных расходов, заявлен настоящий иск.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений, организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе, личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 килограммов.
Аналогичный порядок закреплен в ст. 325 Трудового кодекса РФ.
На основании указанных нормативных правовых актов муниципальными предприятиями г. Петропавловска-Камчатского предоставлены рассматриваемые гарантии своим работникам, расходы по которым возмещены за счет муниципального образования, финансирующего свои учреждения.
Наряду с этим, данные выплаты, осуществляемые предприятиями и организациями, установлены и гарантированы государством, а потому должны компенсироваться из федерального бюджета. Названная правовая позиция следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14.01.1999 N 150-О.
В связи с чем источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии статьей 4 Закона РФ N 4520-1 указан бюджет Российской Федерации.
При этом, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19.02.1993 N 4521-1 "О порядке введения в действие закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" на Правительство РФ возлагалась обязанность до 01.09.1993 привести решения в соответствие с указанным законом, разработать и принять нормативные акты, вытекающие из него.
Однако, данные требования на рассматриваемый период не исполнены.
В соответствии со статьей 84 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 (ред. до 09.05.2005) обеспечение реализаций решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней финансируется из федерального бюджета.
Средства из федерального бюджета бюджетам других уровней согласно статьям 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны передаваться в виде субвенций и субсидий.
Вместе с тем, федеральными законами о федеральных бюджетах на рассматриваемый период, 2000-2002 годы, ассигнований для возмещения предприятиям, учреждениям, организациям расходов на компенсацию оплаты проезда к месту отдыха работников и членах их семей не предусмотрено. Вывод арбитражного суда о том, что государством исполнена обязанность по представлению государственных гарантий, предусмотренных ст. 33 Закона РФ N 4520-1, не соответствует обстоятельствам дела.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили реализацию установленных федеральным законом льгот, в результате чего муниципальное образование понесло дополнительные расходы, в соответствии со статьями 15, 1069, 1071 ГК РФ исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства РФ.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.12.2004 и постановление от 13.05.2005 Арбитражного суда Камчатской области по делу N А24-1088/03-10 отменить.
Взыскать с казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Петропавловск-Камчатского городского муниципального образования расходы, связанные с компенсацией затрат по проезду граждан, 59033751 руб. 05 коп.
Арбитражному суду Камчатской области выдать исполнительный лист в соответствии со статьей 319 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-1/2988
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании