Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 5 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2817
(извлечение)
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22 июня 2006 г. N Ф03-А24/06-2/1612
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области на решение от 30.03.2005, постановление от 27.06.2005 по делу N А24-6432/04-08 Арбитражного суда Камчатской области, по заявлению открытого акционерного общества "Камчатскэнерго" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Камчатской области о признании незаконным и отмене протокола и постановления.
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Камчатскэнерго" обратилось в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением о признании незаконным и отмене протокола и постановления Управления Федеральной антимонопольной службы РФ по Камчатской области о привлечении его к административной ответственности на основании части 2 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации за непредставление в антимонопольный орган сведений, предусмотренных антимонопольным законодательством.
Решением суда первой инстанции от 30.03.2005 производство по делу в части требования о признании незаконным и отмене протокола об административном правонарушении прекращено, в остальной части заявление удовлетворено по мотиву отсутствия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.06.2005 решение суда оставлено без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит принятые по делу судебные акты отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 19.8 КоАП РФ. По его мнению, представление сведений после составления протокола о нарушении ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ, не освобождает общество от ответственности.
Неуказание в протоколе и постановлении конкретной части ст. 19.8 КоАП РФ, по которой общество привлечено к ответственности, не является, полагает антимонопольный орган, грубым процессуальным нарушением, влекущим отмену оспариваемого постановления.
Кроме того, считает податель жалобы, вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у общества обязанности по представлению объяснений о своей правовой позиции по рассматриваемому антимонопольным органом делу, противоречит ст. 14 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Общество и антимонопольный орган извещены в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения дела, однако их представители в судебное заседание не явились. Отзыв на жалобу обществом не представлен.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 12 часов 00 минут 21.09.2005 по 9 часов 00 минут 28.09.2005.
Исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, антимонопольным органом в связи с рассмотрением заявления ФГУ "Российский морской регистр судоходства" о нарушении ОАО "Камчатскэнерго" п. 1 ст. 5 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) путем навязывания контрагентам незаконных условий договоров, 21.09.2004 запрошены: копия договора энергоснабжения N 784 от 01.04.2004; переписка по заключению Соглашения от 23.07.2004 о внесении изменений в договор N 784 от 01.04.2004; нормативно-правовое обоснование п. 6.8 Соглашения от 23.07.2004; сведения о хозяйствующих субъектах-абонентах, осуществляющих расчеты за пользование электрической энергией на условиях Соглашения от 23.07.2004.
Поскольку в представленных 30.09.2004 по запросу антимонопольного органа и представленном ФГУ "Российский морской регистр" копиях трехстороннего соглашения N 784, имелись противоречия, обществу 06.10.2004 направлен повторный запрос о представлении пояснения. Кроме того, этим же запросом у общества запрошено нормативно-правовое обоснование (помимо договоренности сторон) включения в трехстороннее соглашение либо в договор энергоснабжения условий о применении штрафных санкций и взимания процентов при просрочке платежей за пользование электрической энергией. Срок представления информации - 20.10.2004, на данный запрос ОАО "Камчатскэнерго" сообщило, что запрашиваемая информация предоставлена 30.09.2004.
Определением от 13.10.2004 антимонопольным органом в отношении ОАО "Камчатскэнерго" возбуждено дело по признакам нарушения п. 1 ст. 5 Закона о конкуренции, которым обществу предложено представить информацию о том, какой договор из представленных, является действующим; перечень хозяйствующих субъектов, с которыми заключены аналогичные трехсторонние соглашения; пояснения по вопросу о различных условиях, содержащихся в субабонентских соглашениях и договорах на потребление электроэнергии (в части оснований прекращения подачи электроэнергии, ответственности за перерасход договорного количества потребленной электроэнергии); сведения о суммах взысканных платежей с субабонентов за перерасход договорного количества электроэнергии за период с 01.01.2004 по 13.10.2004. Срок представления - 22.10.2004. Дело назначено к рассмотрению на 28.10.2004.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 28.10.2004 и постановлению о наложении штрафа от 29.10.2004, на момент рассмотрения дела 28.10.2004 не были представлены сведения о хозяйствующих субъектах-абонентах, которым установлен порядок расчетов за пользование электрической энергией на условиях соглашения с заявителем; нормативно-правовое обоснование (помимо ссылки на договоренность сторон) установленного соглашением порядка расчетов; сведения о том, какой договор является действующим: N 784 от 06.12.2002 либо N 784 от 01.04.2004; сведения о суммах взысканных платежей с субабонентов за перерасход договорного количества электроэнергии, в связи с чем рассмотрение дела отложено на 03.11.2004, а общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган или органы регулирования естественных монополий сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, либо представление заведомо недостоверных сведений, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 данной статьи.
Статьей 14 Закона о конкуренции установлено: коммерческие и некоммерческие организации (их руководители), федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны по требованию антимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устные объяснения и иную информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности.
Таким образом, исходя из содержания данной нормы, антимонопольный орган вправе требовать представления необходимых для рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства документов письменных и устных объяснений и иной информации. Признавая действия антимонопольного органа недействительными, суд сослался на то, что у ОАО "Камчатскэнерго" отсутствует обязанность по представлению объяснений по поводу своей правовой позиции, квалификации или нормативно-правового обоснования отношений с контрагентами, однако данный вывод суда не мотивирован. Кроме того, судом не дана оценка доводам антимонопольного органа о непредставлении других, указанных в определении от 13.10.2004 сведений.
В соответствии со ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны содержаться мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, обоснование принятого судебного акта, следовательно, судебные акты в данной части противоречат ст. 170 АПК РФ, что могло повлечь принятие незаконного судебного акта.
Вывод суда о том, что по ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ ответственность наступает за непредставление в антимонопольный орган запрашиваемых сведений, а поскольку по рассматриваемому делу сведения были представлены по истечении установленного срока, и составления протокола оснований для привлечения акционерного общества по указанной норме не имелось, ошибочен. Непредставление по требованию антимонопольного органа и в установленный им срок сведений, влечет ответственность по ч. 2 ст. 19.8 КоАП РФ. Представление таких сведений по истечении установленного срока и составления протокола не влечет освобождение от административной ответственности.
Также неоснователен и вывод суда о неправильной квалификации совершенного административного правонарушения, так как в оспариваемом постановлении не указано по какой части ст. 19.8 КоАП РФ акционерное общество привлечено к административной ответственности, поскольку состав правонарушения указан в протоколе и оспариваемом постановлении.
При таких обстоятельствах решение суда и постановление апелляционной инстанции не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию.
При новом рассмотрении дела суду следует установить необходимость истребуемых антимонопольным органом документов для рассмотрения заявления о нарушении антимонопольного законодательства и исходя из этого решить вопрос о законности оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 274, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 30.03.2005, постановление апелляционной инстанции от 27.06.2005 по делу N А24-6432/04-08 Арбитражного суда Камчатской области отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 октября 2005 г. N Ф03-А24/05-2/2817
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании