Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3113
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю на решение от 11.04.2005, постановление от 08.06.2005 по делу N А51-1857/05 36-22 Арбитражного суда Приморского края, по иску Муниципального унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство" п. Приображение к Администрации Муниципального образования Лазовский район, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 457932 руб. 88 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2005. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2005.
Муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Муниципального образования Лазовского района, Департаменту финансов администрации Приморского края и Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 474 531 руб. 06 коп. расходов, связанных с предоставлением в период с 03.01.2004 по 31.12.2004 гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ РФ "О ветеранах".
До принятия решения истец в силу статьи 46 АПК РФ уменьшил сумму до 457932 руб. 88 коп.
Решением арбитражного суда от 11.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.06.2005 требования истца удовлетворены путем взыскания 457932 руб. 88 коп. с Минфина РФ за счет казны Российской Федерации.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 274, 284 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ, который просит их отменить.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на неправильное применение ст. 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей предоставление льгот за счет средств бюджетов субъекта и местных бюджетов, с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета.
Считает неправомерным взыскание денежных средств с Министерства финансов РФ, поскольку незаконность его действий (бездействия) не установлена.
Участники судебного процесса, несмотря на надлежащее извещение, в заседание суда не явились.
Администрация Муниципального образования Лазовского района в своем отзыве жалобу отклонила и просила судебные акты оставить в силе.
Как установлено судом, МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" п. Приображение на основании ФЗ "О ветеранах" и во исполнение договора N 7 от 05.01.2004, заключенного с Администрацией муниципального образования Лазовский район за счет собственных средств предоставило в период 2004 году гражданам, имеющим на это право, 50% скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг, на общую сумму 457932 руб. 88 коп.
В связи с невозмещением истцу государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления его расходов, заявлены настоящие исковые требования.
Статья 10 ФЗ "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5-ФЗ устанавливает, что осуществление расходов на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производится как за счет бюджета Российской Федерации, так и за счет средств бюджетов субъектов РФ. При этом за счет последних производятся расходы на оплату коммунальных услуг.
Указанная статья предусматривает учет расходов органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, связанных с предоставлением льгот ветеранам, при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации, имеющих целевое назначение.
При этом порядок возмещения указанных расходов утверждается Правительством РФ. Однако Правительством РФ не определен порядок возмещения расходов бюджета субъекта РФ на реализацию льгот по рассматриваемому закону.
Вместе с тем, постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Исходя из главы IV.1 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003, финансирование расходов на реализацию полномочий по предоставлению льгот должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящим бюджетам.
В соответствии с п. 4 статьи 130, статей 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Как установлено судом, финансирование на реализацию льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", из федерального бюджета в бюджет Приморского края не производилось. Указанное подтверждается Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2004 год", согласно которого данные расходы в составе расходов федерального бюджета на 2004 год не утверждались.
Не предусмотрены они, как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Наряду с этим, Законом Приморского края "О краевом бюджете на 2004 год" от 29.12.2003 N 91-КЗ в составе расходов бюджета Приморского края за счет собственных средств предусмотрено финансирование муниципальных образований на выполнение ими государственных полномочий по реализации ФЗ "О ветеранах", 506223 тыс. руб. в том числе 376487 тыс. руб. - средства передаваемые бюджетам муниципальных образований Приморского края через субвенции, из них муниципальному образованию Лазовский район - 2504 тыс. руб.
Вместе с тем, доведенные до муниципального образования средства краевого бюджета не удовлетворили потребность в финансировании реализации льгот по жилищно-коммунальным услугам ветеранам.
Поскольку органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили субъект РФ финансовыми средствами для реализации федерального закона, арбитражный суд Приморского края правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки на Минфин РФ и удовлетворил иск за счет казны РФ.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случае, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.
Таким образом, являются несостоятельными доводы Минфина РФ о незаконном взыскании с него денежных средств.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 11.04.2005, постановление от 08.06.2005 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-1857/05 36-22 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2005 г. N Ф03-А51/05-1/3113
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании