Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/2661
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от третьего лица: ОАО "Охинская ТЭЦ": Крат Е.Е. - юрисконсульт по доверенности N 1-01 от 21.07.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Сахалинской области на решение от 29.04.2005 по делу N А59-172/04-С10 Арбитражного суда Сахалинской области, по иску Муниципального унитарного предприятия "Производственный ремонтно-эксплуатационный жилищный трест" к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, муниципальному образованию "Охинский район", Управлению социальной защиты населения МО "Охинский район", 3-е лицо с самостоятельными требованиями: открытое акционерное общество "Охинская ТЭЦ", 3-е лицо без самостоятельных требований: Финансовое управление МО "Охинский район" о взыскании 20400383 руб. 91 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 20 сентября 2005 года.
Муниципальное унитарное предприятие "Производственный ремонтно-эксплуатационный жилищный трест" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Главному финансовому управлению Сахалинской области, Департаменту социальной защиты населения Сахалинской области, муниципальному образованию "Охинский район", Управлению социальной защиты населения МО "Охинский район" о взыскании 20400383 руб. 91 коп. выпадающих доходов, возникших в связи с предоставлением в период с 1999 года по 01.10.2003 льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных Законом РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", ФЗ "О ветеранах", ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", постановлением губернатора Сахалинской области от 11.06.1996 N 282 "О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, ставших инвалидами в результате землетрясения в п. Нефтегорск".
До вынесения решения истец неоднократно уточнял размер исковых требований, в итоге просил взыскать 17167396 руб. 74 коп. Истец отказался от взыскания расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, предусмотренных ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", постановлением губернатора Сахалинской области от 11.06.1996 N 282 "О дополнительных мерах социальной поддержки граждан, ставших инвалидами в результате землетрясения в п. Нефтегорск", в связи с частичным погашением задолженности.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Финансовое управление МО "Охинский район".
В порядке ст. 50 АПК РФ суд привлек ОАО "Охинская ТЭЦ" к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные исковые требования о взыскании 17127428 руб. 36 коп.
Решением суда от 29.04.2005 за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ взысканы убытки в сумме 13781176 руб. 40 коп. В остальной части иска отказано на основании ст. 196, п. 2 ст. 199 ГК РФ в связи с истечением срока исковой давности по требованию о взыскании убытков от оказанных в 1999, 2000 годах льгот ветеранам, о применении которого заявил ответчик. В иске ОАО "Охинская ТЭЦ" отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность принятого по делу решения проверяется Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Министерства финансов РФ в лице УФК по Сахалинской области.
Кассационная жалоба мотивирована тем, что судом не приняты во внимание положения действующего законодательства, в соответствии с которыми возникшие у истца убытки возмещаются исключительно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Кроме того, указывает, что из Фонда компенсаций на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" субъекту РФ выделено достаточно средств.
Поскольку истцом не доказаны вина государственных органов и наличие причинной связи между их действиями и возникновением убытков у истца, то, по утверждению заявителя, суд необоснованно возложил на него ответственность.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "Охинская ТЭЦ" заявил о несогласии последнего с решением суда об отказе в удовлетворении его самостоятельного требования.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежаще уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в рассмотрении кассационной жалобы участия не принимали
При проверке законности обжалуемого судебного акта установлено, что он отмене или изменению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, истец в период с 1999 года по 01.01.2004 предоставлял льготы ветеранам и в течение 2003 года реабилитированным лицам по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Не компенсированные истцу выпадающие доходы от предоставления указанной льготы составили истребуемую сумму, заявленную на основании статьи 16 ГК РФ как убытки, причиненные незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления.
Рассматривая дело, суд пришел к обоснованному выводу о том, что в силу статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и имеют целевое назначение, поэтому средства на реализацию указанных льгот являются средствами федерального бюджета.
В суде первой инстанции исследованы документы по финансированию муниципального образования и субъекта РФ на указанные нужды и установлено, что до настоящего времени на федеральном уровне органами государственной власти не определен порядок возмещения расходов субъектов Федерации и муниципальных образований, возникших в связи с предоставлением льгот ветеранам.
Кроме того, исходя из положений ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год", ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федеральных бюджетов на 2001-2003 годы не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.
Судом установлено, что из бюджета Сахалинской области на реализацию льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах", Охинскому району выделено в 2001 году - 9693 тыс. руб., в 2002 году - 9693 тыс. руб., в 2003 году - 120143 тыс. руб.
Вместе с тем объем передаваемых средств не покрывает расходы предприятия на предоставление льгот, предусмотренных ФЗ "О ветеранах".
Поскольку денежные средства из федерального бюджета на финансирование льгот ветеранам по оплате жилья Сахалинской области целевым назначением в спорный период не передавались, суд правомерно удовлетворил требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ.
Согласно пункту 14 Положения о порядке предоставления льгот, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.1994 N 419, расходы, связанные с их предоставлением, производятся за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов с последующим возмещением последним средств из федерального бюджета.
При рассмотрении спора арбитражный суд, исходя из вышеназванных нормативных актов, с учетом положений ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999, сделал правомерный вывод о том, что источником финансирования рассматриваемых льгот являются средства федерального бюджета, которые в соответствии с п. 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации в виде субвенций и субсидий.
Возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление установленных федеральными законами льгот по оплате жилья и коммунальных услуг за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации предусмотрено статьей 15.6 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" N 52-ФЗ от 06.05.2003.
Постановлением Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 "О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" предусматривается закрепление обязательств по финансированию расходов, нормативно-правовое регулирование которых осуществляется властями более высокого уровня, за нижестоящими уровнями власти (бюджетами) только в пределах предоставленной на эти цели финансовой помощи (субвенций) из вышестоящих бюджетов, а также запрет на принятие нормативных правовых актов, возлагающих на бюджеты более низких уровней дополнительных расходов без предоставления источников финансирования.
Как установлено судом, в спорный период на реализацию Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в бюджет Сахалинской области из Фонда компенсаций федерального бюджета поступило 8487 тыс. руб.
Указанные средства федерального бюджета доведены до муниципальных образований и распределены между предприятиями, предоставившими населению льготные услуги, в том числе Охинскому району передано 391 тыс. руб. Вместе с тем объем названных средств не покрывает расходы предприятий, предоставивших гражданам льготные услуги.
Доказательств нецелевого использования полученных субъектом бюджетных средств не имеется.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме реализацию установленных Федеральным законом льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в результате чего у истца возникли убытки, исковые требования правомерно удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ, что соответствует ст.ст. 125, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ.
В соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверяется кассационной инстанцией в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы. Исходя из изложенного и в связи с тем, что ОАО "Охинская ТЭЦ" не обратилось с кассационной жалобой, поэтому не подлежит исследованию и оценке мнение ОАО "Охинская ТЭЦ", высказанное его представителем в судебном заседании.
Таким образом, решение суда от 29.04.2005 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, оснований для его отмены либо изменения и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 29.04.2005 Арбитражного суда Сахалинской области по делу N А59-172/2004-С10 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 сентября 2005 г. N Ф03-А59/05-1/2661
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании