Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 18 октября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3070
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от ответчика: Финансового департамента г. Хабаровска - Д.Л. Малашкин консультант по доверенности от 04.08.2005 N 04-02/1694, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 03.05.2005, постановление от 29.06.2005 по делу N А73-803/2005-26 (АИ-1/652/2005-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании 2296,48 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2005 года.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском Министерству Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации, Финансовому департаменту г. Хабаровска о взыскании 2296,48 руб. расходов, связанных с предоставлением льгот отдельной категории граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с 01.01.2004 по 01.03.2004 в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" от 12.01.1995 N 5.
До вынесения решения истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил размер исковых требований и просил взыскать 814,52 руб.
Решением от 03.05.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2005, исковые требования удовлетворены в уточненном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ со ссылкой на то обстоятельство, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренным ФЗ "О ветеранах", не выделялись. В иске к остальным ответчикам отказано.
Не согласившись с решением от 03.05.2005, постановлением апелляционной инстанции от 29.06.2005, Министерство финансов РФ в своей кассационной жалобе просит их отменить как принятые с неправильным применением и нарушением норм материального права и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы, заявитель приводит доводы о том, что суд неверно подошел к оценке нормативных актов, регулирующих правоотношения, связанные с распределением обязанностей по финансированию мероприятий, направленных на предоставление льгот ветеранам.
Указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Представитель Финансового департамента г. Хабаровска выразил согласие с принятыми судебными актами и просил оставить их без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом времени и месте слушания, кассационной жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании не направили.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы жалобы, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа не находит оснований для отмены принятых судебных актов, исходя из нижеследующего.
Как установлено материалами дела, в период с 01.01.2004 по 01.03.2004 ОАО "Российские железные дороги" предоставило за счет собственных средств льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в Железнодорожном и Краснофлотском районах г. Хабаровска и имеющим право на получение их в соответствии с ФЗ "О ветеранах".
Всего за указанный период истец предоставил льгот на сумму 814,52 руб., что подтверждается имеющимися в деле документами и не оспаривается сторонами.
При рассмотрении спора суд исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы материального права.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, суд правомерно руководствовался статьей 10 ФЗ "О ветеранах", предусматривающей возмещение указанных расходов за счет средств бюджетов субъектов Федерации, а также учет этих расходов органами государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, имеющих целевое назначение.
Постановлением Правительства от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24.06.1999 N 119-ФЗ предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление в пункте 2 Постановления Правительства РФ от 14.07.2001 N 536 установлено Министерство финансов РФ.
Судом установлено, что расходы на реализацию ФЗ "О ветеранах" в ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" не предусматривались.
Вместе с тем Законом Хабаровского края "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" N 155 предусмотрено 838010 тыс. руб., из них 500990 тыс. руб. на оплату жилья и коммунальных услуг предприятиям, при этом муниципальному образованию г. Хабаровск определена сумма в размере 368969 тыс. руб., а фактически денежные средства были выделены в сумме 369187 руб.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Хабаровский край финансовыми средствами для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Хабаровска, поэтому суд правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 814,52 руб. за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса РФ.
С учетом изложенного, оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 03.05.2005, постановление апелляционной инстанции от 29.06.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-803/2005-26 (АИ-1/652/2005-44) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 октября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/3070
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании