Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 16 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2614
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Маркова Г.В. - юрисконсульт по доверенности N 7/478 от 09.08.2004, от ответчика: Минфин РФ: Хальчицкий А.С. - начальник юридического отдела по доверенности б/н от 27.01.2005; Финансовый департамент: Малашкин Д.Л. - главный специалист по доверенности от 04-02/2421 от 28.12.2004; Администрация г. Хабаровска: Малашкин Д.Л. - главный специалист по доверенности N 1.33-235 от 31.12.2004; Минфин Хабаровского края: Колотыгина З.А. - главный специалист по доверенности N 19-11/814 от 04.05.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 19.01.2005, постановление от 04.05.2005 по делу N А73-8156/2004-33 (АИ-1/245/05-43) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску открытого акционерного общества "Хабаровскэнерго" к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Комитету социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании 3784044 руб. 46 коп.
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 16 августа 2005 года.
Открытое акционерное общество "Хабаровскэнерго" в лице структурного подразделения "Энергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Администрации г. Хабаровска, Финансовому департаменту Администрации г. Хабаровска, Комитету социальной защиты населения Администрации г. Хабаровска, Министерству финансов Хабаровского края, Управлению федерального казначейства Министерства финансов РФ по Хабаровскому краю, Министерству финансов РФ о взыскании на основании ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" и Закона Хабаровского края "О краевой целевой программе "Социальная защита пожилых граждан, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и других категорий граждан на 2001-2003 года" 3784044 руб. 46 коп. расходов, связанных с предоставлением гражданам-льготникам 50% скидок на оплату электроэнергии в период с августа по декабрь 2002 года.
Решением от 19.01.2005 иск (в уточненном размере - 1297725 руб. 94 коп.) удовлетворен частично на сумму 301493 руб. 79 коп. за счет Казны РФ со ссылками на законодательное разграничение расходных полномочий каждого уровня бюджета.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.05.2005 решение суда изменено и взыскание увеличено до 924578 руб. 91 коп. с учетом дополнительной сверки сторон со ссылками на неисполнение в полном объеме Минфином РФ обязательств по возмещению затрат, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг истца.
Законность этого судебного акта проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Минфина РФ.
Ответчик просит отменить постановление и освободить его от ответственности, так как считает, что расходы, связанные с предоставлением льгот инвалидам, проживающим в муниципальном жилом фонде, должны возмещаться в порядке, установленном органами государственной власти Хабаровского края, поскольку в Хабаровский край перечислено за 2002 год 159905000 руб., что на 10050000 руб. превышает плановый уровень расходов.
При рассмотрении кассационной жалобы представитель Минфина РФ (УФК по Хабаровскому краю) ее поддержал в полном объеме, а представители всех других сторон - отклонили по мотиву правомерности выводов апелляционной инстанции о вине заявителя.
При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что отмене они не подлежат по следующим основаниям.
Общая сумма льгот по оплате электроэнергии, предоставленных истцом инвалидам в период с августа по декабрь 2002 года в размере 2787812 руб. 31 коп. установлена судом на основании первичных документов истца, актов сверки и дополнительно проведенной в рамках апелляционного производства по делу сверки - на сумму 623085 руб. 12 коп., вследствие чего вывод суда второй инстанции об объемах оказанных истцом спорных услуг признается правильным.
Нецелевое использование денежных средств, поступивших субъекту РФ и в бюджет г. Хабаровска по настоящему делу заявителем не доказано.
В августе-декабре 2002 года ОАО "Хабаровскэнерго" как энергоснабжающая организация предоставляло льготы по оплате потребленной электрической энергии инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, проживающим на территории г. Хабаровска на основании Федерального закона "О социальной защите инвалидов".
Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ N 901 от 27.07.1996 расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива, возмещаются: по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности, - за счет средств федерального бюджета; по государственному жилищному фонду, находящемуся в собственности субъектов РФ, по муниципальному жилищному фонду, а также по общественному жилищному фонду - в порядке, установленном субъектами РФ и органами местного самоуправления.
В соответствии с ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ" от 24.06.1999 обязательства по социальной защите населения, установленные федеральными законами, есть реализация полномочий РФ в области социальной защиты населения, и финансирование на реализацию этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи средств нижестоящего бюджета.
Исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 этого Федерального закона распределение полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты осуществляется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решении.
Указанные положения содержатся в главе IV.I ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" также предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения.
Следовательно, основания для возложения ответственности по возмещению истцу убытков за счет средств местного или краевого бюджета отсутствует.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 19.01.2005 и постановление апелляционной инстанции от 04.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-8156/2004-33 (АИ-1/245/05-43) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из смысла статей 2, 7, 9 и ч. 1 ст. 12 этого Федерального закона распределение полномочий РФ и субъекта РФ в области социальной защиты осуществляется по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решении.
Указанные положения содержатся в главе IV.I ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" N 184-ФЗ в редакции от 04.07.2003. Согласно Постановлению Правительства РФ от 15.08.2001 N 584 "О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года" на субъект РФ может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
Федеральным законом от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" также предусмотрено, что передача органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий должна обеспечиваться материальными и финансовыми средствами, и ответственность за осуществление этих полномочий они несут в пределах такого обеспечения."
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 августа 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2614
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании