Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 25 октября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2830
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, при участии от истца: Потарева С.В. - ведущий специалист по доверенности N 74-08 от 15.02.2005, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края на решение от 01.02.2005, постановление от 31.05.2005 по делу N А73-12492/2004-22 (АИ-1/558/2005-44) Арбитражного суда Хабаровского края, по иску Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования к Финансовому управлению Администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании 42421129 руб.
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2005 года. Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2005 года.
В соответствии со ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании от 11.10.2005 объявлялся перерыв до 18.10.2005 до 14-00.
Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования (далее Фонд) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Финансовому управлению Администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края о взыскании на основании Закона РФ от 28.06.1991 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" N 1499-1 42421129 руб., задолженности и пени за просрочку уплаты взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан за период с 01.07.2003 по 30.09.2004.
Суд, в порядке ст. 46 АПК РФ с согласия истца привлек в качестве ответчика Министерство финансов Хабаровского края.
До вынесения решения по делу, истец, в соответствии со ст. 49 АПК РФ, уменьшил размер исковых требований до 39232950 руб. 30 коп., в связи с частичной оплатой задолженности.
Решением суда от 01.02.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2005, исковые требования, с учетом их уменьшения, удовлетворены. С Администрации г. Амурска с Амурским районом Хабаровского края в лице его финансового управления в пользу истца взыскана задолженность в сумме 25160489 руб. и пеня в сумме 14072461 руб. Министерство финансов Хабаровского края от ответственности освобождено.
Удовлетворяя требование истца за счет казны муниципального образования, суд сослался на неисполнение органом местного самоуправления принятых на себя договором обязательств по финансированию указанных расходов. Кроме того, давая оценку указанным обязательствам муниципального образования по исполнению возложенных на него законом государственных полномочий, суд пришел к выводу об обеспечении его средствами при расчете финансовой помощи из краевого бюджета для исполнения этих полномочий.
Законность принятых по делу судебных актов проверяется федеральным арбитражным судом округа в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ по кассационной жалобе Администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, полагающей указанные судебные акты отменить, как необоснованные, принятые с неправильным применением норм материального права.
При этом заявитель ссылается на неприменение судом ст.ст. 38, 49 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусматривающих ответственность муниципального образования за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой они обеспечены соответствующим органом государственной власти материальными и финансовыми средствами. А согласно законов Хабаровского края "О краевом бюджете на 2003 год", "О краевом бюджете на 2004 год", такие целевые средства г. Амурску в бюджете края не утверждались и фактически не выделялись.
При проверке законности обжалованных судебных актов установлено, что они подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования на основании Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.1991 N 1499-1, Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, на основании договоров обязательного медицинского страхования неработающих граждан от 04.02.2003 N 2 и от 30.01.2004 N 2, заключенных с Администрацией г. Амурска с Амурским районом, предоставлял медицинские услуги неработающим гражданам в пределах территориальной программы ОМС.
За период с 01.07.2003 по 30.09.2004 была выявлена несвоевременная уплата Администрацией г. Амурска с Амурским районом платежей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере 28348658 руб. и по результатам камеральных проверок начислена пеня в сумме 14072471 руб.
На основании пунктов 5, 7 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ N 4543-1 от 24.02.1993 Исполнительным директором Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования были приняты Решения N 4 от 05.02.2004, N 1 от 30.04.2004, N 2 от 10.08.2004 о взыскании задолженности по уплате платежей в Фонд обязательного медицинского страхования и пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за счет денежных средств г. Амурска с Амурским районом в сумме 42421129 руб.
Выставленные требования в добровольном порядке оплачены не были.
В ноябре 2004 года ответчик частично погасил задолженность, в результате чего недоимка составила 25160489 руб. 30 коп. Пеня ответчиком погашена не была и заявлена в полном размере.
В возражении на иск, ответчик сослался на нефинансирование указанных расходов из бюджета края.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ" от 28.06.1991 N 1499-1, а также ст. 19 ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индекса цен; при недостатке средств местного бюджета страховые взносы датируются за счет соответствующих бюджетов в порядке, установленном Советом Министров РФ.
Осуществление органами местного самоуправления платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, предусмотренное названным законом по смыслу ст. 12 и ст. 132 Конституции РФ, как неотносящееся к самостоятельным полномочиям местного самоуправления, предусмотренным ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 28.08.1995 N 154, обеспечивается в порядке реализации отдельных государственных полномочий, то есть с передачей органами государственной власти необходимых для их осуществления финансовых средств. И ответственность за осуществление этих полномочий органы местного самоуправления несут в пределах такого обеспечения (п. 2 ст. 49 ФЗ N 154 от 28.08.1995).
Согласно п. 4 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ порядок предоставления и расчет субвенций на финансирование целевых расходов местному бюджету из бюджета субъекта РФ определяется законом субъекта РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Законом Хабаровского края от 30.12.2002 N 82 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2003 год", в редакции от 27.11.2003 и приложением N 5 к данному Закону предусмотрено распределение средств из краевого фонда финансовой поддержки бюджетов муниципальных образований на 2003 год, в том числе на платежи за неработающее население Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования, согласно которому г. Амурску с Амурским районом таких средств не утверждалось.
Отсутствует такое финансирование и в Законе Хабаровского края N 155 от 29.12.2003 "О бюджетной системе Хабаровского края на 2004 год" Вывод суда об обеспеченности бюджета муниципального образования средствами на указанные цели при расчете финансовой помощи на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных бюджетов из краевого бюджета сделаны без исследования и оценки использования этих средств муниципальным образованием г. Амурск с учетом того, что указанные средства имеют целью в соответствии с п. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса РФ обеспечение финансирования минимальных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления.
В материалах дела отсутствуют доказательства утверждения в составе бюджета Муниципального образования г. Амурска таких целевых средств за счет собственных доходов либо иных источников.
В связи с недостаточным исследованием судом обстоятельств утверждения в муниципальном бюджете в установленном законом порядке финансовых средств на реализацию администрацией муниципального образования переданных на этот уровень власти государственных полномочий по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, возложение ответственности по иску на казну муниципального образования судом недостаточно обосновано.
Поскольку судебные акты вынесены по неполно исследованным и оцененным обстоятельствам дела имеющим значение для разрешения настоящего спора, судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Суду при новом рассмотрении дела следует учесть, что в соответствии со ст.ст. 1069, 1071 ГК РФ при возложении ответственности за причиненный вред на казну РФ, субъекта РФ, либо муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. В этой связи суду в порядке ст. 46 АПК РФ необходимо привлечь в дело финансовое управление Администрации муниципального образования г. Амурска с Амурским районом.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
Решение от 01.02.2005, постановление от 31.05.2005 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-12492/2004-22 (АИ-1/558/2005-44) отменить и дело направить в первую инстанцию этого же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25 октября 2005 г. N Ф03-А73/05-1/2830
Текст Постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Дальневосточного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании